Oдним из направлений развития туризма на севере Урала могут стать речные круизы. С таким предложением выступила губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова в Тобольске (Тюменская область), на заседании Совета по социальной политике УрФО под председательством полномочного представителя президента Николая Винниченко.
— Крупнейшие судоходные артерии, реки Обь и Иртыш, проходят через три региона УрФО: Югру, ЯНАО и Тюменскую область. Это хорошая возможность для совместной разработки и продвижения межрегиональных маршрутов по этнографической, экологической и другим тематикам. Задача одна — туристу должно быть интересно перемещаться из региона в регион по реке. Каждая остановка — новое место со своими особенностями. В целом в субъектах сложился пул туроператоров, специализирующихся на въездном туризме. Если создать единое благоприятное правовое поле для их деятельности, принять согласованные меры стимулирования и поддержки, то, на мой взгляд, отдача будет позитивной. У нас появится межрегиональный туристический бренд Урала, работающий как на внешнем, так и на внутреннем рынке, — отметила Наталья Комарова.
Принципы сотрудничества, по словам губернатора, можно прописать в имеющихся соглашениях: например, проекте «Урал промышленный — Урал Полярный» или программе «Сотрудничество». Финансировать инфраструктуру предлагается за счет механизма частно-государственного партнерства.
Предложение, учитывая уникальные природные и исторические объекты территорий и необычный вид передвижения, выглядит интересно. Однако, на наш взгляд, власти столкнутся с рядом трудностей. Первая — состояние флота. Как указано в ЦП «Развитие транспортной системы ХМАО — Югры на 2011 — 2013 годы», средний износ составляет 70%: «Дальнейшее отставание темпов обновления от темпов старения приведет к снижению качества и уровня безопасности перевозок, массовому выходу транспорта из эксплуатации». Вторая — покупать новые суда невыгодно. Аналитик ИК «Финам» Анатолий Вакуленко:
— Производство речных судов в России практически уничтожено, в лучшем случае можно заказать постройку корпусов, но всю начинку придется покупать за рубежом. При этом особые климатические условия северных регионов требуют специальных модификаций, которых зачастую нет в линейках производителей — это значительно повышает стоимость. При этом сроки навигации в России почти вдвое меньше, чем в других странах, что доводит срок окупаемости судна до 25 — 30 лет. Развивать речное судоходство нужно при поддержке государства.
Третья сложность — необходимо организовать взаимодействие властей нескольких субъектов. Только в случае согласованной работы будет возможен полноценный туристический продукт.
Впрочем, при достаточном уровне финансирования и организации проект может стать вполне успешным. По словам Натальи Комаровой, развитие партнерства регионов в формировании и продвижении совместных брендов на туристическом рынке даст комплексный эффект и усилит позиции каждого.