Окна возможностей

Спецвыпуск
Москва, 26.09.2011
«Эксперт Урал» №38 (481)
Предприниматели наших стран всегда найдут общий язык, главное — помочь им установить первый контакт, считает генеральный консул Чешской Республики Мирослав Рамеш

Фото: Андрей Порубов

Договориться об интервью с генеральным консулом Чешской Республики г-ном Мирославом Рамешем оказалось непросто: он постоянно в разъездах. Наконец, после настойчивых звонков в течение двух недель ему удалось выкроить для «Эксперт-Урала» 30 минут.

— У меня беспорядок, — встретил нас консул извинениями, кивая на стопки бумаг на столе. — Это означает две вещи: либо у меня много дел и я не успеваю их делать, либо я долго был в командировках.

— В данном случае похоже на второе.

— Да, я на прошлой неделе вернулся из Иркутска и Омска и тут же уехал в Первоуральск.

Взаимный интерес

— Иркутск и Омск входят в консульский округ?

— Наш округ — самый большой, который министерство иностранных дел Чешской Республики имеет в мире: он охватывает не только Урал и Сибирь, но и Дальний Восток. Чешская Республика открыла дипломатическую миссию в Екатеринбурге в 2002 году, главным образом под влиянием огромного спроса туристической отрасли. Чешские курорты стремительно набирали популярность, и нельзя было оформлять визы только в Москве, это не позволило бы увеличивать туристический поток. В первый год работы консульство в Екатеринбурге выдало 2 тысячи виз, а сейчас мы выдаем 30 тысяч в год. Представляете, какая динамика! Конечно, этому во многом способствовало открытие прямых рейсов из Екатеринбурга, причем не только в Прагу, но и на очень популярный курорт Карловы Вары.

— Наверное, с открытием консульства в регион потянулся и чешский бизнес?

— Я бы не стал связывать рост торговых связей исключительно с этим фактом. Многие чешские компании самостоятельно устанавливали контакты и до этого. Например, крупная чешская машиностроительная компания ALTA еще в 90-х годах начала развивать совместную деятельность с предприятиями Урала, сотрудничать с Уралмашзаводом, Уралвагонзаводом, Магнитогорским металлургическим комбинатом. Сейчас она прорабатывает проект строительства завода по производству метанола в Нижнем Тагиле в сотрудничестве с компанией Уралхимпласт, чтобы создать основу для формирования нижнетагильского химического кластера. Очень активно в регионе работает компания Skoda Auto: она уже имеет несколько салонов, автомобили пользуются большой популярностью.

Но для любой дипломатической миссии содействие развитию предпринимательских связей является ключевой задачей, и мы, конечно, включились в этот процесс. Свою роль мы видим главным образом в раскрытии огромного потенциала Урала и Западной Сибири: здесь очень много возможностей и для сбыта продукции чешских компаний, и для инвестиций.

— А что говорит статистика?

— Скажу сразу, цифры не в полной мере отражают характер и объем операций, поскольку многие сделки, которые фактически заключаются в регионе, фиксируются через таможенные органы в Москве. Тем не менее общая тенденция видна.
С 2007 по 2008 год объем экспортных поставок с территории Уральского федерального округа в Чехию вырос почти в два раза. Конечно, в 2009 году по понятным причинам был провал, но в 2010-м объем экспорта вышел на докризисный уровень. По итогам этого года товарооборот между Свердловской областью и Чехией увеличился на 21% по сравнению с 2009-м и составил 136 млн долларов. В принципе мы оцениваем перспективы весьма оптимистично, потому что видим конкретные сделки и договоренности. Хороший пример успешного сотрудничества можно наблюдать в Нижнем Тагиле: Уралвагонзавод совместно с компанией ALTA построил новую лакокрасочную линию. Успешно реализуются и совместные проекты по производству оборудования для российской энергетики. Курганская ТЭЦ и PSG International договорились о поставках газовых турбин Genaral Electric, компания Pilsen Steel начала поставки комплектующих на Уральский турбинный завод, компания Thermona будет модернизировать котельную Уральского федерального университета. Очень известная у нас фирма Jihostroj начала поставлять в регион насосы и агрегаты, она уже имеет здесь представительство и партнера. Много проектов сейчас рассматривается в области сервиса. Построить хороший объект, например гостиницу, — мало, ею нужно грамотно управлять. У наших предпринимателей опыт в этой сфере огромный. Очень важно, что крупнейшие проекты модернизации, строительства и тому подобные реализуются при поддержке Чешского экспортного банка и под гарантию Экспортного государственного страхового агентства Чешской Республики ЭГАП.

— А есть примеры инвестиций со стороны российского бизнеса?

— Есть. И самый показательный — покупка в 2008 году УГМК контрольного пакета акций чешской авиастроительной компании Aircraft Industries a.s. Для России развитие малой авиации очень актуально, а эта компания как раз специализировалась на производстве ближнемагистральных пассажирских самолетов.

— Какие форматы консульство задействует, чтобы подобных сделок было больше?

— Постоянные встречи, переговоры, презентации, а что особенно важно — организация бизнес-конференций. В апреле этого года в Екатеринбург приезжала большая группа предпринимателей, около ста человек, во главе с министром промышленности Чешской Республики. И во время этого визита от экспертов и высоких представителей области все могли получить профессиональную презентацию проекта создания особой экономической зоны «Титановая долина». Участие наших предпринимателей и наш опыт в таких проектах могут принести большую пользу при реализации технического перевооружения старых машиностроительных предприятий. Я считаю, каждый такой визит закладывает возможности для новых контактов.

— А разница в менталитете и деловой культуре не мешает?

— Что вы, предприниматели всегда найдут общий язык. Другое дело, что существует ряд бюрократических проблем, связанных с таможней, выделением земельных участков, и так далее.

Культура и история у нас общие

— Какие культурные проекты вы поддерживаете?

— Вы знаете, культурных проектов так много, что я просто не успеваю принять участие во всех. У нас, например, очень хорошо развиты отношения между городами-побратимами: здесь общение давно идет без нашей помощи. Мы считаем, очень важно развивать образовательные проекты: сегодня я общался с двумя профессорами Экономического университета в Праге, которые приехали читать здесь лекции. Мы активно поддерживаем программы студенческого обмена. У нас также много общих проектов в области театрального искусства, музыки, фотографии. На прошлой неделе я был в Первоуральске, где вручал дипломы детям — победителям очень известной международной выставки художественных произведений. Этот конкурс проводится уже 39-й раз и собирает работы детей со всего мира. В этом году международное жюри выбирало из более чем 25 тысяч зарегистрированных работ из 66 стран мира. Ребята из Первоуральска, Омска, Верхней Салды, Кемерова и Красноярска получили высокие оценки, медали и дипломы. Детям из Омска и Первоуральска я передал дипломы лично: личное вручение — более важное и ценное, для них это огромное событие.

— А что лично вам кажется важным?

— История. В истории Урала и Чехии немало общих страниц. Например, участие чехословацких легионеров в Первой мировой войне. Это важная эпоха совместной истории. В Чехии и Моравии вряд ли можно найти семью, которую не коснулись те события. Нам удалось совместно с администрациями Екатеринбурга и Нижнего Тагила поставить памятники нашим легионерам. Я считаю это примером уважительного отношения к истории. Это дань памяти всем солдатам, которые не по своей воле были втянуты в гражданскую
войну и не вернулись на родину. Я верю, что в этом году нам удастся открыть такой памятник в столице Омской области. За помощь в данных проектах я выражаю благодарность администрациям этих городов. Это наш совместный вклад в общее дело гражданского мира и согласия.

— А бумаги разобрать успеете?

— Надеюсь, хотя на следующей неделе опять уезжаю. Теперь уже в Ханты-Мансийск. Поедем вместе с послом Чехии в России г-ном Петром Коларжом встречаться с губернатором округа Натальей Комаровой.

Объем экспорта субъектов Уральского ФО с Чешской Республикой, тыс. долларов

Объем импорта субъектов Уральского ФО с Чешской Республикой, тыс. долларов

Новости партнеров

    «Эксперт Урал»
    №38 (481) 26 сентября 2011
    Безопасность гражданской авиации
    Содержание:
    На честном слове и на одном крыле

    Главная причина увеличения количества авиакатастроф в России — отсутствие грамотной системы управления отраслью. За двадцать лет ее разрушили до такого состояния, что сегодня непонятно, с чего начинать восстанавливать

    Реклама