Сорвали ягодку

24 октября 2011, 00:00
  Урал
Тимур Горяев, председатель совета директоров ОАО «Концерн Калина» с 2008 года, а до того 12 лет бывший генеральным директором компании, продал предприятие, которое по сути создал

14 октября косметический концерн «Калина», один из крупнейших в России (Екатеринбург), продал 82% своих акций британо-нидерландской компании Unilever за 16,7 млрд рублей (390 млн евро) при полной стоимости собственного капитала компании в 21,5 млрд рублей (500 млн евро). После одобрения сделки со стороны регулирующих органов Unilever предложит миноритарным акционерам концерна выкупить их акции.

Генеральный директор концерна «Калина» Александр Петров уточнил, что в дальнейшем компания будет существовать в качестве «дочки» Unilever, состав менеджмента не изменится: это одно из условий покупки. Оперативное управление останется в Екатеринбурге. Функция зарубежного собственника — определение стратегии развития и помощь в продвижении товаров на новые рынки.

По оценке аналитика «Инвесткафе» Антона Сафонова, приобретение позволит Unilever существенно усилить позиции на российском рынке: в сегменте средств по уходу за кожей его доля составит 23%, в категории средств по уходу за лицом — 33% (ранее в этом сегменте Unilever вообще не был представлен), в категориях средств по уходу за телом и руками — 32% и 22% соответственно. Также иностранцы войдут в новый для них сегмент средств ухода за полостью рта. Зарубежная компания расширит присутствие не только на российском рынке парфюмерии и косметики (емкость около 11 млрд долларов в год), но и увеличит возможности продвижения на рынках стран СНГ: «Калина» располагает сильной системой дистрибуции и реализует продукцию в Украине и Казахстане. Портфель брендов Unilever пополнится успешными подлинно российскими брендами «Чистая линия», «Черный жемчуг», «Бархатные ручки», «100 рецептов красоты», «Лесной бальзам» и другими. 

Как считает глава Unilever Пол Полман, темпы продаж продуктов «Калины» растут быстрее рынка. Компания показала хорошие финансовые результаты за первое полугодие 2011 года по МСФО. Выручка увеличилась почти на 9% до 5,5 млрд рублей благодаря 12-процентному приросту объ­ема продаж во втором квартале, хотя обычно в этот период идет сезонный спад. Чистая прибыль компании выросла на 20% и достигла 365 млн рублей.

Несмотря на все преимущества, сразу после сделки некоторые аналитики поспешили заявить, что Unilever сильно переплатил за «Калину», приобретя ее с более чем 50-процентной премией к текущей рыночной капитализации. За день до продажи, 13 октября, на ММВБ она составляла 329,12 млн евро, что с учетом чистого долга предполагает стоимость компании на уровне 330,14 млн евро. Но старший аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Бобровская уверена, что премия оправдана: Unilever должен был заплатить ее за получение контроля и сильных конкурентных позиций в среднем и экономичном сегментах на растущем рынке косметики России. Тем более что косметическая продукция для производителя товаров повседневного спроса Unilever явно в приоритете: десять лет назад на нее приходилось 20% оборота концерна, теперь более 30%.

Акции «Калины» активно росли с середины сентября. Вероятно, сыграла роль инсайдерская информация о предстоящем поглощении. После объявления о сделке бумаги, находящиеся в обращении (5,2 млн штук), подскочили на 40%, достигнув 3 077 рублей за штуку. Аналитик ИК «Русс-Инвест» Мария Шишкина: «Взлет акций довольно привычное дело на российском рынке, спекулянты любят отыгрывать подобные новости». По прогнозам игроков фондового рынка, рост котировок «Калины» продолжится. В итоге цена выкупа акций компании у миноритариев в конце года подойдет к 4 тыс. рублей, но вряд ли найдется много желающих их продать.