Позитив против негатива

Людмила Колбина
31 октября 2011, 00:00
  Урал

Ограничивающие тарифные решения снижают динамику развития электросетевых компаний, а восстановление промышленности и потребления электроэнергии — повышают

Директор филиала ОАО «МРСК Урала» Олег Жданов: «Инвестпрограммы пришлось снизить на треть»

Всего в прошлом году, по открытым данным, сектор электроэнергетики получил почти 142 млрд рублей чистой прибыли, у ряда энергетических компаний она выросла в разы. Больше всех заработали сети — ФСК и Холдинг МРСК, а также ряд крупных региональных компаний, таких как МРСК Урала.

С января этого года практически все регионы перешли на новую систему тарифного регулирования — RAB. Ожидалось, что сетевой сегмент по совокупной чистой прибыли на 120% превзойдет результат успешного 2010-го. Но помешали ограничивающие тарифные решения властей: сглаживание с 1 мая тарифов до 15% снизило динамику финансовых показателей. Хотя в целом и в этом году экономика электросетевых компаний выглядит неплохо. Это уже очевидно, хотя итоги года еще не подведены. В ряде компаний продлили сроки RAB-регулирования с трех до пяти лет и значительно сократили инвестпрограммы. Сохраняется главная проблема энергетической отрасли — зависимость от политических решений здесь сильнее, чем от рыночных механизмов.

О том, какие факторы отразились на экономике компании в этом году, рассказывает Олег Жданов, директор филиала ОАО «МРСК Урала» — «Пермэнерго»:

— Два фактора оказали позитивное влияние. Первый: произошло восстановление промышленности и потребления электроэнергии, по ряду регионов оно достигло докризисного уровня. А есть рост потребления — есть и выручка электросетевой компании. Второй: с 1 января компании («Пермэнерго» — двумя годами раньше) перешли на систему тарифного регулирования по RAB-методике, согласовав инвестпрограммы с региональными властями. Эти факторы создали предпосылки того, чтобы экономические показатели в этом году были успешны. Мы видим также достаточно серьезный рост объемов по технологическому присоединению: в последние годы рост заявок физических лиц и малого бизнеса составляет 30% к предшествующему периоду. Положительная тенденция этого года — возобновились и заявки крупного бизнеса, свернутые на рубеже 2008 — 2009 годов. Их подают компании, строящие многоквартирное жилье, логистические и торговые центры. Есть два серьезных проекта в калийной и пищевой отраслях.

— Как на экономике компании отразилось сглаживание с 1 мая тарифов до 15%?

— Долгосрочная инвестиционная программа снижена примерно на треть.

— Означает ли это, что больший объем работ придется на последующие годы?

— Да, в ходе сглаживания изменены тарифные решения по RAB-регулированию, в частности для «Пермэнерго» продлили срок работы по этой методике еще на два года — до 2013-го включительно. Соответственно инвестпрограмма с трех лет растягивается на пятилетку. Это означает, что инвестиционный процесс несколько тормозится. У нас достаточно большой объем работ приходится на последний год. Это напоминает процесс капитального строительства, когда акцент по году делается на IV квартал. Возникают риски неисполнения инвестпрограмм, которые тесно увязаны с программами развития региона.

В следующем году потребности региона придется ранжировать: все мы обеспечить не сможем. Совместно с региональными властями определим приоритеты объектов. Будем выходить на индивидуальные тарифы по заявителям, то есть предлагать им профинансировать часть работ по сооружаемым для них энергообъектам.

В моем понимании, сама идея RAB-регули­ро­вания в полной мере не работает. Ведь она предполагает тариф на 3 — 5 лет, который никто не секвестирует. Иначе инвестор, который вложился и рассчитывал на определенные финансовые показатели, этих значений не достигнет.

— Как реализуется «Умный учет» — известный пилотный проект компании в рамках федеральной программы «Считай. Экономь. Плати»?

— Проект расписан на два года с программой освоения 190 млн рублей на этот год и 160 млн рублей — на следующий. На сегодня в Перми смонтировано 37,5 тыс. точек учета — это 75% от необходимого объема так называемой системы нижнего уровня, идет ее отладка по уже смонтированным объектам с точки зрения стабильности опроса датчиков и передачи данных на центральный сервер.

Мы столкнулись с проблемой: примерно 5% жителей отказываются от установки другого прибора учета внутри квартиры. К сожалению, наше региональное правительство так и не приняло решение об изменении норматива платежей граждан, учитывая его социально-политические риски.

Проблема не носит глобальный характер, но она снижает эффективность проекта, чего бы нам не хотелось. Вторая часть проекта на следующий год — построение системы верхнего уровня. Это то, что мы должны использовать в качестве оборудования и программного обеспечения для взаимодействия с системами нижнего уровня, со сбытами по объемам потребления электроэнергии, мощности и так далее. Система верхнего уровня позволит оценивать объем потребления, дисбалансы, возникающие при замерах на всех точках. То есть обеспечит обратное взаимодействие с потребителем.

— Какой опыт извлечен?

— Чтобы заниматься поквартирными приборами учета, надо менять законодательство в этой части: четко сказать, что ответственность по установке прибора — на сетевой компании, а не на потребителе, как записано в 261-м федеральном законе. Соответственно, надо менять и правила оказания коммунальных услуг. Потому что право гражданина — не пустить в квартиру, купить любой прибор учета, который не интегрируется в интеллектуальную сеть. Это снижает эффективность проекта. И третье: надо увеличить норматив потребления для тех, у кого нет учета, по принципу безлимитного тарифа у связистов. Считаю, что это целесообразно сделать.