Предложить то, что востребовано

Общество
Москва, 31.10.2011
«Эксперт Урал» №43 (486)
Негосударственный сектор дополнительного образования в отсутствие господдержки может конкурировать с государственными учреждениями только за счет постоянного повышения качества услуг

На сайте Минобразования РФ появилась третья версия законопроекта об образовании. Документ обсуждается общественностью с декабря 2010 года, внесены десятки поправок. Однако предложения частных образовательных учреждений — обеспечить правовое равенство государственного и негосударственного секторов системы образования — в последней редакции по-прежнему не отражены.

О стратегии государства в сфере дополнительного профессионального образования, перспективах негосударственного его сегмента и о том, что делают игроки этого рынка для защиты своих интересов, рассказывает руководитель группы компаний «Потенциал» Владимир Синчук.

— Как вы оцениваете расстановку сил на рынке дополнительного образования, в чем плюсы и перспективы негосударственных учреждений?

— Государство с одной стороны указывает на необходимость повышения грамотности населения: действует утвержденный в апреле этого года президентом документ «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания». С другой — в условиях развернутой борьбы с коррупцией появились такие перекосы на местах, как невозможность получения оперативной и достоверной информации из уст государственных служащих, имеющих «сверху» негласные указания воздержаться от отношений с частными структурами и лицами, к которым относятся негосударственные образовательные центры и их слушатели. Следствие этого процесса — снижение эффективности информационного канала между обществом и государством через частные образовательные учреждения.

В условиях нынешней демографической ситуации и перенасыщения рынка вузами и их филиалами развитие негосударственных образовательных учреждений будет происходить в жестком противодействии с государственными и структурами, лоббирующими их интересы. Для негосударственных учреждений образования характерны большая подвижность, маневренность, постоянный поиск конкурентных преимуществ. Между тем подавляющее большинство нормативных актов РФ, регулирующих вопросы образования, направлены на деятельность только государственных и муниципальных образовательных учреждений. Неразвитость нормативно-правовой базы влечет снижение эффективности в решении вопросов негосударственного образования, в том числе таких социально значимых как создание системы профессиональной ориентации, переподготовки, социальной адаптации граждан.

— Каким образом государство должно контролировать качество дополнительного образования: есть ли смысл вводить образовательные стандарты?

— Государству необходимо сохранить требования, предъявляемые лицензией на осуществление образовательной деятельности. Для контроля качества работы госучреждений дополнительного образования существует довольно громоздкая система. Мы не беремся судить о ее полноте и эффективности. Качество работы негосударственных образовательных учреждений в первую очередь оценивают заказчики, которым необходимы новые продукты, удовлетворяющие их специфическим насущным потребностям.

— Каковы основные тренды на рынке бизнес-образования? Какой должна быть стратегия развития его игроков?

— Необходимо ориентироваться прежде всего на людей, на свои рынки и целевые аудитории, при этом вести поиск новых рынков, новых аудиторий, новых возможностей. Например, все большее количество заказчиков ГК «Потенциал» предпочитают интерактивную форму обучения — online-семинары. Преимущества вебинаров: участие слушателей в любой географической точке страны, экономия времени и финансов, комфортные условия участия (дома или на рабочем месте).

Важнейшим условием успешного функционирования негосударственного образовательного учреждения является рациональная организация и планирование деятельности по менеджменту, маркетингу, финансовому управлению, управлению кадрами. Кроме того, важна автоматизация системы управления, позволяющая оперативно осуществлять управленческий учет и анализ деятельности компании. Так, «Потенциал» аккредитован в фирме «1С», что позволило нам разработать автоматизированную систему управления на базе «1С:Предприятие» для нашей организации и внедрять ее в других компаниях сферы услуг.

Словом, предлагать то, что востребовано рынком, — основа маркетингового подхода в управлении деятельностью негосударственного образовательного учреждения.

— Должны ли негосударственные образовательные учреждения заниматься саморегулированием: способствовать сокращению на рынке игроков, оказывающих некачественные услуги? Как конкурировать с федеральными игроками?

— Конкурировать с федеральными игроками можно, непрерывно изучая потребности заказчиков, устанавливая с ними доверительные отношения, повышая уровень предоставляемых услуг. В этой связи успешные учреждения дополнительного профессионального образования должны объединяться в соответствующие структуры для устранения игроков, оказывающих некачественные услуги, и противодействия недобросовестной конкуренции. В качестве примера такой деятельности приведу всероссийскую практическую конференцию «Актуальные вопросы управления учреждением дополнительного профессионального образования», прошедшую в Санкт-Петербурге 6 — 7 октября, в которой мы приняли активное участие. В результате с учетом пожеланий участников углубить и расширить обсуждение актуальных вопросов сферы бизнес-образования было предложено провести очередную конференцию в Екатеринбурге на нашей базе. Целями конференции станут консолидация интересов и укрепление взаимоотношений государственных и негосударственных учреждений дополнительного профессионального образования.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №43 (486) 31 октября 2011
    Конкурентоспособность вузов
    Содержание:
    Куда пошли учиться

    Второй год действия ЕГЭ, дно демографической «ямы» и переход в 2003 году средних школ Свердловской области на одиннадцатилетку — прекрасный бесплатный социологический эксперимент для определения предпочтений уральских абитуриентов в отношении вузов и перспективных направлений подготовки

    Реклама