Убрать противоречия

Артем Коваленко
28 ноября 2011, 00:00
  Урал

Крупные вузы становятся движущей силой регионального развития, считает ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров

Виктор Кокшаров

— Сегодня именно университет учеными рассматривается как один из самых значительных урбанизирующих факторов современного общества. В этом отношении федеральные университеты отличаются от других вузов масштабом стоящих перед ними задач. Если национальные исследовательские университеты ставят перед собой серьезные, но по набору более ограниченные цели — модернизацию определенных отраслей экономики, то федеральные призваны стать своеобразными хабами, ресурсными центрами для других вузов, бизнеса и власти. Это новая роль университетов, третья по счету (первые две образовательная и научная), — социальная.

 Такая роль требует и новых подходов к университетской инфраструктуре. То есть вуз и интеллектуально, и материально должен стать центром развития крупного города, региона, федерального округа. Все это так или иначе находит отражение в программах развития федеральных университетов. Влияние на инновационное, социально-экономическое развитие региона, связь с властью, бизнесом определяют стратегические приоритеты развития самого вуза. Но есть ряд противоречий, которые нужно снять, чтобы качественно осуществлять новые функции. 

Начну с вымышленных. Например, когда говорят о существенном противоречии двух основных направлений развития федеральных университетов — ориентированности на глобальный рынок с одной стороны, и выполнения задач по развитию определенного региона — с другой. На деле противоречий здесь нет: вузы должны работать и на региональный рынок, и на международный. Можно даже сказать, что одна из важнейших социальных функций университета и состоит в том, чтобы стать двигателем интернационализации самого региона. Сейчас на глобальном рынке конкурируют не только страны, не только конкретные промышленные предприятия или корпорации, но и регионы тоже.

 Второе кажущееся противоречие — противоположность принципов предпринимательского и социально ориентированного университета.
С одной стороны, мы должны зарабатывать деньги, коммерциализировать идеи, с другой — нести знания и развивать интеллектуальную среду. Как объединить предпринимательское направление и социальные функции? Университет может и должен получать выгоды — репутационные и материальные, содействуя социально-экономическому развитию региона. По крайне мере, именно так обстоит дело в социально ориентированных зарубежных университетах, которые входят в ассоциацию Tailors Network.

Если говорить о более серьезных противоречиях, то нужно отметить, что в программах развития федеральных университетов отражены их социальные функции, но при этом выверенной системы критериев их выполнения не существует. Министерство образования и науки РФ требует отчеты: как именно мы участвуем в социально-экономическом развитии территории. Но как оценивать эту работу — пока непонятно.

 Все эти проблемы требуют более тесного взаимодействия ведущих университетов, дополнительной институционализации их сети. Эти формы могут быть различными: от создания секции внутри Ассоциации ведущих университетов до формирования российской секции Tailors Network.