События / «На грани»

26 декабря 2011, 00:00
  Урал

В третий раз в Екатеринбурге прошел Международный фестиваль современной хореографии «На грани». Событие значимое по нескольким причинам. Первое. Появление и «размножение» самостийных фестивальных проектов — признак зрелости и плодородности культурной среды региона. Когда фестивали не чиновниками придумываются, не из чужих земель заво­зятся, а из почвы местной произрастают, это особенно ценно. Второе. «На грани» ежегодно напоминает и подтверждает первенство Урала в области contemporary dance. Третье — собственно культурный продукт. Пять дней и пять вечеров были наполнены очень разными по содержанию, по стилю, по энергетике постановками. Среди них — несколько мировых премьер. «Провинциальные танцы» показали одно из самых красивых своих произведений — «Sepia» на основе притчи Кобо Абэ «Женщина в песках» и музыки Авета Тертеряна. Челябинский театр современного танца спектаклем «Вертикальные связи» приковал внимание к немыслимым телесным возможностям, напомнив при этом: в contemporary dance изгибами тела отражаются изгибы души. Не обошлось и без излюбленной жанром темы «борьбы полов». Пылко «боролись» казанцы, дебютанты «На грани»: камерный балет «Пантера» представил спектакль «Хороший, Плохой и Ты». Эстонцы (театр «Fine 5», Таллин) продемонстрировали национальный темп и характер эмоций в изящном «стихотворении в пластике». Выступление французских гостей — проект Беатрис Массен «Галантные празднества» — было высокотехнологично и просто красиво.

Можно выделить и четвертое значение фестиваля: это постепенное «приучение» публики к современному искусству. Мир давно закрыл спор между классикой и актуальностью, приняв за аксиому, что это две стороны единого целого. Но Россия по-прежнему тяготеет к привычным формам. По мнению арт-директора «На грани» Ларисы Барыкиной, для полноценной жизни необходима гармония старого и нового: «В современном танце реальная, а не сказочная жизнь выражает себя через любое тело, неприукрашенные лица и сложную пластику».