Методика исследования

20 февраля 2012, 00:00
  Урал

В рейтинге принимают участие порталы государственных и муниципальных услуг субъектов РФ, входящих в Урало-Западносибирский регион. Всего их 10: Свердловская (оценивается новый и старый портал), Челябинская, Тюменская, Курганская, Оренбургская области, ХМАО-Югра, ЯНАО, Пермский край, Башкирия и Удмуртия. Кроме того, в рейтинг мы решили включить порталы трех соседних наиболее развитых регионов (по показателю ВРП на душу населения) — Татарстана, Красноярского края и Томской области, а также порталы Москвы и Санкт-Петербурга.

При оценке основное внимание уделялось удобству получения и полноте информации с точки зрения пользователя. Также оценивался уровень внедрения иных информационных сервисов (интернет-приемная, услуги, которые можно получить в электронном виде, новости, законодательные акты) и дополнительных функций (перевод сайта на иностранные языки, версия для слабовидящих).

Для расчета рейтинга мы оценивали следующие параметры: структура портала, содержание портала, информационные и дополнительные сервисы.

I. Оценка структуры портала

Основным требованием к структуре портала является удобство навигации, доступа к информации по услугам и органам власти, учреждениям и организациям, оказывающим госуслуги.

1. Оценка функциональной структуры портала производится на основании следующих показателей:

А) каталогизация услуг. Оценка определяется как сумма баллов за каждый тип каталогизации (1 балл — если соответствующий каталог есть, 0 — если нет). Рассматриваемые каталоги: по сферам госуслуг, по жизненным ситуациям, по группам пользователей, по территориям.

Б) наличие справочников учреждений (1 балл, если есть, 0 — если нет) и его структурирование по территориям, алфавиту, уровню действия (1/0 баллов за наличие/отсутствие структурирования по каждому показателю).

В) возможность быстрого перехода к отдельным услугам (2 балла — если такая возможность есть, 0 — если нет).

2. Оценка доступности информации производится по следующим показателям.

А) наличие систем интеллектуальной и контекстной систем поиска. (2 балла — за наличие интеллектуальной системы, 1 — контекстной, 0 баллов — за их отсутствие).

Б) наличие системы рейтингов по посещениям и обращениям. Оценка производится по наличию рейтинга услуг по просмотру информации (1/0 баллов) и рейтинга по обращениям пользователей за получением услуги (1/0) баллов).

В) доступности информации на сайте. Если для нахождения любой услуги на сайте с главной страницы требуется три и менее переходов — 3 балла, четыре-пять — 2 балла, шесть-семь переходов — 1 балл, более семи — 0 баллов.

II. Содержание портала

При оценке содержания портала во внимание принимается полнота представленной на нем информации по различным услугам.

А) количество услуг. Оценивается количество описанных федеральных, региональных и муниципальных услуг. 1 балл за каждые 100 государственных и 300 муниципальных услуг.

Б) качество описания. Баллы начисляются за наличие следующих разделов (за незаполненные поля баллы снижаются):

• общее описание услуги (1 балл);

• результаты получения услуги (1 балл);

• причины отказа в предоставлении услуги (1 балл);

• нормативный регламент оказания услуги (1 балл);

• схема (последовательность) действий для получения услуги (2 балла);

• наличие электронных шаблонов бланков, необходимых для получения услуги (2 балла).

• наличие текстов нормативных актов, регламентирующих предоставление услуги (2 балла);

В) количество организаций, о которых предоставлена информация. По 1 баллу за каждые 100 организаций (но не больше 5 баллов).

Г) дополнительные разделы портала (региональные, федеральные новости, опросы, часто задаваемые вопросы, аналитика и т.д.). За наличие каждого раздела — 1 балл.

III. Сервисы портала

На наш взгляд, важными сервисами для порталов являются:

• личный кабинет (1 балл за наличие, 1 балл за возможность входа по универсальной электронной карте или rutoken);

• возможность через личный кабинет отслеживать ход оказания услуги (2 балла);

• возможность отслеживать ход оказания услуги без авторизации (2 балла);

• электронная приемная (2 балла);

• наличие системы обратной связи по работе портала (2 балла);

• наличие системы консультирования по услугам (2 балла);

• электронная форма оказания услуги (по 1 баллу за каждые 10 услуг, но не больше 10 баллов);

— наличие версии для мобильных устройств (2 балла).

IV. Дополнительные показатели

А) оценка посещаемости портала. Производится в расчете на 10 тыс. жителей региона в сутки. 5 баллов — если посещений более четырех, 4 балла — три-четыре посещения, 3 — два-три посещения, 2 — одно-два посещения, 1 — 0,5 — одно посещение, 0 — 0 — 0,5 посещений.

Б) ссылки на информационные ресурсы органов власти (по 1 баллу за раздел):

• на федеральный портал государственных услуг;

• на интересные и полезные онлайн-сервисы;

• на порталы федеральных органов власти;

• на порталы региональных органов власти.

В) наличие версии сайта для слабовидящих (2 балла).

Г) поддержка иностранных языков (2 балла).

Д) дизайн. Оценивается субъективно, путем сбора экспертных мнений (0 — 5 баллов).

Е) интеграция с социальными сетями (2 балла).

Методика составлена при помощи Центра прикладной экономики (Москва) и компании «Сумма технологий» (Екатеринбург).