Программа на сегодня

Ирина Перечнева
27 февраля 2012, 00:00
  Урал

Эксперты в области налогового права обозначили основные риски в сфере контроля за трансфертным ценообразованием и выдали рекомендации по их минимизации для разных групп налогоплательщиков

Светлана Стройкова, директор отдела международного налогообложения и трансфертного ценообразования PwC:

— Мы условно разделили компании на три группы. Первая — российские холдинги, у которых значительна доля экспортных поставок. Не все они глубоко знакомы с международными подходами в трансфертном ценообразовании. Между тем у них могут быть зарубежные дочерние предприятия, для которых уже получены предварительные согласования цен. Такие согласования могут, во-первых, не покрывать всего спектра сделок. Во-вторых, совсем не обязательно, что они будут приняты российскими налоговыми органами. Поэтому для таких холдингов очень важно заранее согласовать с российскими налоговыми органами, что уже принятые за рубежом подходы приемлемы для российских налоговых целей, а если нет, то внести соответствующие коррективы, чтобы избежать двойного налогообложения. Именно двойного налогообложения и стоит опасаться.

Вторая группа — российские холдинги без существенных экспортно-импортных операций. Для них основной вопрос — насколько взаимоотношения предприятий группы построены на рыночных отношениях. С одной стороны, надо постараться выполнить требования закона, с другой — несильно изменить поступления налоговых обязательств в региональные бюджеты. Для таких холдингов важно четко обозначить, к каким сделкам должны быть применены новые правила трансфертного ценообразования (например, как именно рассчитывать установленный законом уровень дохода по сделке). Им стоит опасаться того, что налоговые органы иначе подойдут к определению того, какие внутрироссийские сделки подлежат контролю.

Третья группа — холдинги международных зарубежных групп, работающие в РФ через свои дочерние предприятия. У них на уровне головной компании обычно уже есть разработанная документация по трансфертным ценам. Поэтому для этих предприятий важно получить копии этой документации, построить работу по адаптации глобальных политик под российские правила, оценить, есть ли расхождения в принципах бухгалтерского учета по МСФО (по которым они обычно рассчитывают цены) и РБУ (по которым им будет необходимо определять рыночность их бизнеса в России).

Игорь Теущаков, генеральный директор Ассоциации «Налоги России»:

 ural_500_014-2.jpg

— Основная цель ФЗ-227 — запустить более совершенные механизмы контроля над трансфертным ценообразованием. Причем акцент сделан на крупные сделки, в особенности с природными ресурсами. Наибольшие потери могут получить нефтяные и металлургические компании в части экспортных операций, поскольку контроль за ними в силу статьи 105.14 НК РФ должен возрасти. Также повышенный контроль предполагается над сделками, совершаемыми в рамках крупных холдингов. Соответственно, вероятность увеличения налоговой нагрузки для указанных лиц высока. В результате применения нового порядка бизнес получит меньше прибыли, а бюджет больше доходов. Но эффективность работы обновленного механизма контроля за трансфертным цено­образованием будет зависеть от качества администрирования. На мой взгляд, соглашение о ценообразовании снижает налоговые риски для налогоплательщика, поскольку с его подписанием налогоплательщик может прогнозировать налоговые издержки. В то же время у данной процедуры очень высоки риски коррупции. Мы рекомендуем предпринимателям внимательно изучить трансфертную цепочку при реализации продукции. Вероятно, ее необходимо модернизировать либо сместить центры прибыли.

Татьяна Севастьянова, генеральный директор группы предприятий ЗАО «Аудит-Классик» (Челябинск), кандидат экономических наук, аудитор-эксперт:

 ural_500_014-3.jpg

— Сейчас становится неактуальным простое оформление офшора как перепродавца сырь­евых ресурсов. Также под большим вопросом оказывается выплата значительных роялти за использование товарного знака, ноу-хау в пользу офшорной компании; беспроцентный заем офшору-учредителю и другие подобные операции с использованием офшорных юрисдикций.

Для крупного бизнеса новый порядок означает значительное увеличение расходов на налоговое администрирование. Соблюдение норм о соответствии трансфертного ценообразования рыночным ценам предполагает либо содержание целого штата собственных сотрудников, либо обращение к консалтинговым компаниям, чьи услуги в данной области отнюдь недешевы. Причем независимо от того, минимизировал ли конкретный налогоплательщик налоги при помощи трансфертного ценообразования, или нет.

Среднему бизнесу рекомендуем провести анализ на попадание его сделок под контроль по новым правилам. Скорее всего, они под такой контроль не попадают, но береженого бог бережет. Что касается крупного бизнеса, то совет один: не надо закрывать глаза на новые правила или откладывать внедрение у себя системы мониторинга таких сделок и сбора документов по ним на завтра.