Медленно, но верно

Экспорт
Москва, 30.04.2012
«Эксперт Урал» №17 (509)
Под напором бизнеса и влиянием экономических факторов российское таможенное законодательство меняется: правила, процедуры и регламенты, отягощающие жизнь компаний-экспортеров, в основном упрощаются

Фото: Юлия Литвиненко

За последний год в российское таможенное законодательство внесено несколько важных и заметных изменений. В первую очередь это связано с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Второй фактор влияния — активная позиция бизнеса: слишком много претензий накопилось у предпринимателей к таможенным органам, и политика защиты интересов принесла определенный результат. Часть новаций касается интересов компаний-экспортеров.

О том, как работают новации, в чем их эффект и в каком направлении нужно совершенствовать законодательство, — наш разговор со старшим менеджером, руководителем группы таможенной практики в России и СНГ компании «Эрнст энд Янг» Галиной Донцовой.

Кто в плюсе, кто в минусе

— Наиболее распространенная претензия бизнеса к российской таможне — излишняя бюрократизация, волокита, неадекватные сроки оформления документов. Изменения в законодательстве решают эти проблемы?

— Да, значительная часть изменений касается именно этой стороны взаимоотношений компаний и таможенных органов. Так, в соответствии с законом о таможенном регулировании (311-ФЗ), который вступил в силу в конце 2010 года, начали действовать положения, позволяющие упростить и ускорить таможенное оформление экспорта товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Кроме нефти и газа, некоторых видов минеральных ресурсов, экспортными пошлинами облагается очень ограниченный круг товаров, так что новым упрощенным порядком начали пользоваться практически все экспортеры. Плюс в том, что сокращаются сроки таможенного оформления и выпуска товаров, а значит, и сроки исполнения контракта, что для любого экспортера очень важно. В соответствии с таможенным кодексом Таможенного союза максимальный срок выпуска товаров — четыре часа с момента регистрации декларации. По информации Федеральной таможенной службы, сроки полностью соблюдаются: в 2011 году средняя продолжительность таможенного оформления экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составила от 3 до 3,7 часа. Но это касается только экспорта и только тех товаров, на которые нет вывозных пошлин. Напомним, что общий срок выпуска товаров — один день (с возможностью продления до десяти по решению начальника таможни).

Упрощенный порядок декларирования и выпуска товаров предусматривает сокращенный список документов, которые представляются в таможню при экспорте. Это инвойс, транспортные и разрешительные документы, документы о декларанте и подтверждение уплаты таможенных сборов. Все. При общем порядке таможенного оформления требуется порядка 15 документов.

Следующее существенное послабление — положение о том, что таможенная стоимость товаров не определяется, не заявляется и не подтверждается. Не секрет, что вопросы определения и корректировки таможенной стоимости были и остаются в центре внимания, поскольку таможня — бюджетообразующий орган. Раньше таможенные органы требовали всегда определять таможенную стоимость, даже в тех случаях, когда вывозимые товары пошлинами не облагались. Все дело в сборах за таможенное оформление (по новому законодательству, «таможенных сборах за таможенные операции»).

Напомним, что по общему правилу сборы взимаются в фиксированном размере в зависимости от стоимости декларируемого товара — от 500 рублей (за оформление товаров стоимостью до 200 тыс. рублей) до 100 тыс. рублей (за оформление товаров стоимостью свыше 30 млн рублей). Постановлением правительства от 31 августа 2011 года № 724 установлены фиксированные ставки сборов в зависимости от вида товара и кода товарной номенклатуры, а не от таможенной стоимости товаров, как раньше.

— То есть бизнес получил существенную экономию?

— Не весь. В плюсе оказались только экспортеры товаров, стоимость которых достаточно высока, то есть крупные игроки. А для мелкого и среднего бизнеса ставки по некоторым категориям товаров возросли по сравнению с прежним порядком расчета сборов от 4 до 20 раз, что в некоторых случаях сделало экономически нецелесо­образным экспорт таких товаров вообще.

Например, сбор за таможенное оформление экспорта молочных продуктов по новым правилам составляет 2 тыс. рублей, а если в декларацию добавить еще печенье, то добавится и сбор за оформление печенья — еще 2 тыс. рублей. По старым правилам сбор был бы 500 рублей (если общая стоимость поставки не превышает 200 тыс. рублей). Гвозди, винты, проволока и другие изделия из черных металлов — 5500 рублей, а за экспорт алюминиевой проволоки — 20 тыс. рублей. А если декларируется также товар, облагаемый вывозной пошлиной, к этому добавляется еще и сумма, рассчитанная в зависимости от стоимости этого третьего товара. Еще более негативно изменения сказались на компаниях, которые вывозят большую номенклатуру товаров, например, на гарантийное обслуживание или на ремонт.

— Есть надежда на то, что эти правила будут скорректированы?

— Предприниматели много говорили об этом в течение года, и правительство прислушалось к их оценкам: негативные последствия учтены и сейчас готовятся изменения в порядок исчисления таможенных сборов. Кроме того, не надо забывать о том, что мы находимся на этапе перехода на условия ВТО, а одним из этих условий является уровень сборов: с момента вступления России в ВТО он не должен превышать 30 тыс. рублей.

Статистический грех

— Какие изменения произошли с введением Таможенного союза?

— Самое главное — между Россией, Белоруссией и Казахстаном отменены таможенное оформление и контроль на внутренних границах Союза. Это касается не только экспортируемых, но и импортируемых товаров (кроме нефти и нефтепродуктов).

К сожалению, не обошлось и без «ложки дегтя». Речь идет о «статистическом декларировании» товаров во взаимной торговле с государствами — членами Таможенного союза (введено постановлением правительства России от 29 января 2011 года № 40). Резиденты обязаны предоставлять в таможенные органы информацию о товарах, поставленных в страны Таможенного союза или полученных из этих стран. Статистическая форма включает наименование отправителя и получателя, их адреса, описание товара, его цену и стоимость в рублях и долларах США, а также код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Как раз последнее, код ТН ВЭД на уровне 10(!) знаков, вызывает наибольшие затруднения у экспортеров, поскольку без специальных знаний в области классификации его определить трудно, если вообще возможно.

Статистическую форму необходимо представлять в таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрирован экспортер, в электронном виде в течение десяти дней после окончания месяца поставки. Можно также заполнить форму на сайте ФТС и представить распечатанную версию в местный таможенный орган. Выполнить это требование самостоятельно непросто, поэтому компании привлекают таможенных представителей (брокеров), что ведет к удорожанию бизнеса и нисколько не упрощает жизнь экспортерам.

ural_509_063.jpg
Галина Донцова: «Таможенное законодательство — вещь динамичная, в какую сторону оно будет меняться, во многом зависит от бизнеса, к мнению которого таможня обязана прислушиваться в силу закона»

— Какие риски несет экспортер, если он неправильно заполнил форму или не представил ее совсем?

— Статистическая форма является формой отчетности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами Российской Федерации, соответственно, нарушители могут быть привлечены к административной ответственности. Штраф за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, — от 2 до 5 тыс. рублей на физических лиц и от 20 до 50 тыс. рублей — на юридических лиц. Пока не сложилась практика и непонятно, будет ли указание неверного кода ТН ВЭД или стоимости (например, если выбран неправильный обменный курс) считаться «недостоверными сведениями». В худшем случае экспортер будет платить 50 тыс. рублей штрафа ежемесячно.

В нашу пользу

 — Что произошло в области валютного контроля?

— Здесь также введены некоторые послабления. Напомним, валютный контроль осуществляется совместно банками и таможенными органами и призван обеспечить баланс между вывозимыми из России товарами и полученными за эти товары денежными средствами. При импорте обратная ситуация: стоимость ввезенных товаров должна совпадать с перечисленными денежными средствами. Документом валютного контроля является паспорт сделки, который участник внешнеэкономической деятельности оформляет по каждому внешнеторговому контракту до начала поставок. Кроме того, в банк должны быть предоставлены документы (копии таможенных деклараций), подтверждающие вывоз товаров (или ввоз — в случае импорта) не позднее 15 календарных дней со дня, следующего за датой выпуска таможенными органами товаров (штамп «выпуск разрешен» на таможенной декларации).

Так вот, теперь оформление паспорта сделки не требуется в случае, если общая сумма контракта между нерезидентом и резидентом не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов (ранее лимит был 5 тыс. долларов). Не требуется представления в таможенный орган паспорта сделки при экспорте товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины. Однако оформлять паспорт сделки (на контракты свыше 50 тыс. долларов) и указывать его номер в декларации на товары нужно.

— А здесь чем караются нарушения?

— Раньше за невозвращение валютной выручки в установленный срок экспортер должен был заплатить штраф в размере от трех четвертых до одного размера стоимости экспортированных товаров. При этом закон не разделял ответственности за нарушение сроков возврата и неполучение денег вообще. Судебная практика пошла по пути освобождения экспортера от ответственности в случае, если «резидентом предприняты все зависящие от него меры по получению валютной выручки» и деньги все-таки получены. Кроме того, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях изменения дифференцируют ответственность экспортера. Так, за нарушение сроков получения денежных средств за проданные товары теперь полагается штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, поступивших с опозданием, за каждый день просрочки. А за невозвращение валютной выручки штраф остался прежним — от трех четвертых до одного размера стоимости экспортированных товаров.

Некоторые изменения внесены и в порядок начисления штрафов за непредставление в банк отчетности по валютному контролю. Так, штраф за «нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций» теперь дифференцирован в зависимости от количества дней просрочки: до 10 дней — предупреждение или штраф от 5 до 15 тыс. рублей, от 10 до 30 дней — штраф от 20 до 30 тыс. рублей, а за просрочку свыше 30 дней полагается штраф от 40 до 50 тыс. рублей. Раньше штраф от 40 до 50 тыс. рублей взимался вне зависимости от количества дней просрочки, даже в случаях, когда отчетность представлена на следующий день после истечения срока.

Законные консультации

— В каком направлении нужно дальше совершенствовать законодательство?

— Таможенное законодательство — вещь динамичная, и в какую сторону оно будет меняться, во многом зависит от бизнеса, к мнению которого таможня обязана прислушиваться теперь и в силу закона. Требование о проведении консультаций с представителями бизнеса (в лице общероссийских некоммерческих организаций) установлено законом о таможенном регулировании. Поэтому бизнесу надо проявлять больше активности. Сейчас на повестке дня обсуждение новых инициатив бизнеса по улучшению таможенного администрирования, в частности упрощение процедур уплаты таможенных платежей, введение возможности внесения изменений в таможенную декларацию без применения санкций к декларанту, расширение преимуществ для уполномоченных экономических операторов, совершенствование таможенных процедур переработки и многое другое.

Новости партнеров

    «Эксперт Урал»
    №17 (509) 30 апреля 2012
    Гражданский кодекс
    Содержание:
    Шаг к теории и 200 лет практики

    Проект изменений в Гражданский кодекс нацелен на то, чтобы защитить добросовестных предпринимателей, усложнить жизнь мошенникам и заставить участников гражданского оборота отвечать за свои слова. Сразу претворить эту концепцию в жизнь не получится: потребуются практика и время

    Реклама