Без приплода

Тема недели
Москва, 04.06.2012
«Эксперт Урал» №22 (513)
Пик экономического кризиса сильно подкосил динамично развивающиеся компании. Даже на этапе посткризисного восстановления их число уменьшалось, а отраслевая структура упрощалась. В результате на фоне средних показателей по стране Урало-Западносибирский регион выглядит слабо

Аналитический центр «Эксперт-Урал» завершил очередную волну исследования динамично развивающихся средних компаний (так называемых «газелей») в Урало-Западносибирском регионе. Нынешний этап исследования охватил период с 2006 по 2010 год, получивший внутреннее название «посткризисного».

Практически в каждой публикации, посвященной исследованию «газелей», мы отмечаем своеобразие этого типа компаний. Сделаем акцент на этом и на сей раз: ситуация прохождения экономикой кризисного дна — не самое частое явление, оно способно оттенить незамеченные прежде особенности изучаемого класса фирм. А характер развития динамичных средних компаний действительно отличается от тенденций, преобладающих в экономике региона в среднем.

Породистых мало

Даже учитывая кризисный провал, динамично развивавшихся средних компаний на Урале в период 2006 — 2010 годов было много. В исследовании мы использовали базу данных о средних компаниях Урало-Западносибирского региона, насчитывавшую более 2,5 тыс. фирм (информация предоставлена Росстатом и информационной системой СПАРК). Из них 1130 (45% от совокупной исследуемой выборки), по нашим данным, продемонстрировали высокий прирост (более 30%) выручки за последний год наблюдений. Если распространить требование высокого среднего прироста на рассматриваемый период, то отфильтрованная выборка почти не сократится — 1029 компаний. И то, и другое значение, на наш взгляд, велико. Значит, средние уральские компании не только способны развиваться динамично, но для них это — норма.

Однако «газелей» в выборке из 2,5 тыс. фирм мы насчитали только 33: очень жестким оказался критерий, требующий фактического ежегодного прироста более 30%. Получается, что массив средних компаний в целом способен демонстрировать прорывы как на коротких, так и на длительных дистанциях, но они случаются рывками — на волне либо роста всей отрасли, либо становления фирмы/технологии. Компаний же, способных расти быстро и долго (фактически вне зависимости от внешней конъюнктуры и эффекта низкой базы), несоизмеримо меньше, чем просто «выстреливающих» фирм.

Конечно, можно заявить, что многих подкосил кризис: сохранить в 2009 году темпы прироста не то что высокими, но и просто положительными, оказалось мало кому по силам. В исследовании прошлого года мы даже пробовали смягчить этот жесткий критерий. Однако валить все на кризис тоже не стоит: в докризисный виток исследования 2003 — 2007 годов на самом пике волны экономического роста мы насчитывали не более полутора сотен «газелей» на Урале. А значит, быть истинной «газелью» куда сложнее, чем просто ловить рыночную конъюнктуру.

Еще момент: к «газелям» мы причисляли только самостоятельные частные компании, а фирмы с участием в капитале больших монополистических структур или государства в расчет не брали. Их оказалось сопоставимое число с финальным выводком «чистых газелей» — почти два десятка. И все равно это ничтожно мало в сравнении с численностью всей рассматриваемой выборки, что еще раз подтверждает весомость критерия непрерывного высокого роста выручки.

Так что все-таки они особенные, и нет ничего удивительного в том, что эти компании не подвержены многим тенденциям, характерным для экономики региона в среднем. Например, отличной была динамика выручки пула «газелей-2010» от средних очертаний в экономике. Так, и пласт средних компаний (по исследуемой базе), и массив крупнейших (в соответствии с рейтингом «Эксперт-Урал-400») имели схожую траекторию: ровные темпы прироста в 2007 и 2008 годах, провал в отрицательные темпы в 2009-м, отскок к примерно 23-процентному росту в 2010 году. «Газели» же демонстрировали снижающиеся темпы прироста выручки на протяжении всего исследуемого промежутка 2006 — 2010 годов, причем основной провал пришелся на 2008 год.

Падение 2008 года в динамике выручки «газелей» можно объяснить технически: в нынешней выборке немало компаний (почти 30%), основанных в 2006 году. Конечно, темпы роста молодняка в 2007 году будут очень высоки из-за отнесения к «неполной» базе-2006, а в 2008-м он выходит на свою траекторию, и темпы роста стабилизируются. Но если снижение темпов 2008-го можно оправдать вкраплением новичков, то чем объяснить общую понижательную динамику и нечувствительность к кризисному провалу?

Кстати, обращая внимание на возраст компаний, можно отметить еще одну особенность «газелей». В среднем для экономики характерна такая зависимость: чем моложе фирма, тем она динамичней, а с возрастом этот запал, как правило, иссякает. Иное с «газелями». Конечно, молодняк есть, но его совсем не большинство: основу выборки (33 — 35%) составляют фирмы, зарегистрированные в самом начале 2000-х. А к 2010 году, согласитесь, они уже взрослые и опытные. Более того, 23% рассматриваемых «газелей» — это компании, работающие еще с докризисных 1990-х годов. Получается, что динамичный бег таких компаний не подвержен (скорее, подвержен в меньшей степени) старению.

Отметим и еще одну особенность «газелей». Мы не раз говорили, что основа экономики Урала (крупнейшие компании) очень концентрирована: так, на первый дециль выборки топ-400 приходится порядка 62% совокупной выручки. А динамика выручки имеет явную зависимость от размера компании: самые большие неповоротливы и малодинамичны, хвост рейтинга неустойчив и долгосрочных высоких приростов не показывает, а наиболее резвые и относительно устойчивые — компании средних децилей. (Мы много об этом писали в исследованиях крупнейших компаний, см., например, «Учиться не дышать», «Э-У» № 43 от 01.11.10.)

В выборке «газелей» такой запредельной концентрации нет: на первые три компании плюс треть выручки четвертой (аналог дециля для сравнения с выборкой крупнейших) приходится треть совокупной выручки, а на первую половину газелей — 80% совокупного дохода. Сравните: 200 крупнейших обеспечивают более 91% всего топ-400. Так что «газели» — это, скорее, клуб равных. Но важно еще и то, что у них не наблюдается зависимости динамики выручки от объема этой самой выручки. Значит, быстрый бег «газелей» не подвержен влиянию не только возраста, но и размера компании.

Посткризисный забег

Численность «газелей» на Урале продолжает снижаться. По результатам докризисной волны исследования, в регионе их насчитывалось 155. По данным прошлогоднего витка, включавшего и кризисный 2009 год, — около 50. Здесь оговоримся, что в 2011 году мы варьировали методологию исследования, чтобы «зацепить» разные типы компаний, по-разному отреагировавшие на острую фазу экономического кризиса. Поэтому в публикации прошлого года фигурирует число 79 (см. «Шило как внутренний стержень», «Э-У» №18 от 09.05.11). Нынешнее исследование выявило лишь 33 компании такого типа.

Численность «газелей» снижается неравномерно с точки зрения территориального распределения. Сильнейшее падение в Тюменской области: абсолютный лидер прошлых циклов исследования, который и на общефедеральном уровне был в числе первых регионов, с треском провалился (по прошлогодним итогам в регионе было 16 компаний, нынче только 6). Не поздоровилось Челябинской области и Удмуртии. Лидером нынешней волны исследования как по числу компаний-газелей, так и по совокупному объему их выручки стала Свердловская область.

Наиболее благоприятным для деятельности «газелей» по-прежнему остается Екатеринбург: на него приходится больше трети их совокупной выручки. А суммарно три крупнейших города (Екатеринбург, Пермь и Уфа) обеспечивают 60% совокупного оборота этих компаний. Всего же головные офисы 33 рассматриваемых нами фирм расквартированы в 21 населенном пункте Урало-Западносибирского региона.

Как и прежде, по объемным параметрам в совокупном экономическом комплексе рассматриваемых областей «газели» фактически незаметны. Автор термина «газели» Дэвид Берч говорил о 2 —3% американской экономики, приходившихся на компании этого типа в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века («Гении национального бизнеса», «Эксперт» № 16 от 23.04.07). Если взять лидера нашей выборки — Свердловскую область, то здесь соотношение совокупной выручки компаний-газелей к объему ВРП составляет 2%. Больше процента у Башкортостана и Пермского края, у остальных регионов — меньше процента. Но выручка — это «оборотный» показатель, а если говорить о доле в экономике (как это делал Берч) и переходить к добавленной стоимости, то соотношение в 2% уменьшится минимум раза в три (здесь точными данными мы не располагаем). Так что до американских стандартов Уралу пока далековато.

Если сравнивать итоги прошлогодней (кризисной) и настоящей (посткризисной) волн исследования в отраслевом разрезе, то основной тенденцией оказывается усиление торгово-посреднического сектора и ослабление производственно-строительного. Первый рос за счет оптовой торговли: в минувшем году на долю опта и розницы приходилось не более 30% совокупной выручки уральских «газелей», а нынче уже 48%. Внутренняя динамика производственного сектора была разнонаправлена: сильно уменьшилась доля строительства и машиностроения, что и определило общий спад. Но были и положительные изменения, за которые в основном отвечала пищевая промышленность: компании этой отрасли — одни из немногих, кто уверенно чувствовал себя и в самый пик кризисного обвала.

В результате в целом тезис об отраслевом ареале обитания «газелей» вроде бы подтверждается (он был выдвинут еще в одной из первых публикаций). Наиболее перспективными нишами для появления и функционирования этих компаний в отечественной экономике являются инфраструктурные сферы, обслуживающие бизнес, и отрасли, ориентированные на производство потребительских товаров и услуг для «субсреднего» класса. Основные направления такого роста: заполнение инфраструктурных ниш между доставшимися по наследству от советского хозяйства отраслями и импортозамещение. Все так, но только после оценки динамики отраслевого среза выборки «газелей» остается впечатление некоторой примитивизации общей отраслевой структуры рассматриваемых динамичных компаний.

Избежать падежа

Ситуация с развитием уральских «газелей» несколько отличается от ситуации по стране в среднем. Во-первых, данные федерального исследования периода 2006 — 2010 годов свидетельствуют о возобновлении роста «популяции». В целом по стране в докризисные времена таких компаний насчитывалось более полутысячи, в кризис — сто с небольшим, а по итогам 2010 года их количество подросло почти до двух сотен (подробнее читай «Они не бегают, они летают», «Эксперт» № 21 от 28.05.12). Прирост невелик, но есть. На Урале же, как мы помним, «поголовье» продолжает падать.

Во-вторых, есть отличия в процессе обновления. Так, по данным общероссийского исследования, кризис почти полностью обновил выборку на уровне страны (в 2010 году новички составили более 85% от общего числа «газелей» — рекордный процент обновления за всю историю наблюдений). Можно даже говорить о смене поколений, отследить изменения в поведении на рынке, кредитно-финансовые принципы и т.п. (подробнее см. «Занимать, чтобы построить», «Эксперт» № 21 от 28.05.12). Рассуждая отвлеченно, можно сказать, что обновление — это естественный процесс, что кризис носил очистительный характер, и старое поколение, не способное справиться с резко обновившимися условиями, было вынуждено уйти, уступив место более приспособленным особям…

Иначе на Урале. Так, в нынешней выборке, если считать по головам, новичков порядка двух третей, а треть — прежние участники. Примерно тот же расклад при расчете по оборотам. Так что обновление, конечно, есть, но оно медленнее и не столь разительно, чем на уровне всей страны. И говорить о полной смене поколений мы бы пока не стали.

В-третьих, есть различия в динамике отраслевой структуры выборки на федеральном уровне и на уральском. То самое упрощение, то есть снижение доли производственного сектора и рост веса торговли, судя по всему, тренд общероссийский (а возможно, и общемировой), это подтверждается в исследовании наших московских коллег. В результате по итогам 2010 года на федеральном уровне к торговле можно отнести 34% «газелей», а на промышленно ориентированном Урале — почти половину.

Почему на Урале возникает меньше динамичных компаний, а их структура стремительно упрощается? Нам видятся два класса факторов, способных определять указанные, в общем-то, не позитивные, отличия уральской динамики от общестрановой. Во-первых, это внутренние причины, особенности среды: наличие общего предпринимательского «бульона» и поля возможностей, инвестиционная привлекательность, институциональное развитие и так далее. Очевидно, что Урал здесь далеко не в лидерах. А именно эти факторы определяют преимущества столичных городов перед провинциальными, что работает как на уровне страны, так и на уровне отдельного региона с административным центром и вторыми-третьими городами.

Вторая группа факторов — внешние причины, и если они влияют позитивно, то их можно назвать «попутным ветром». Почему в строительной отрасли Приморского края родятся «газели»? А Краснодарский край — вообще один из лидеров в стране по числу средних динамичных фирм? Наверное, немалую роль в этом сыграли мегапроекты государства: в первом случае — саммит АТЭС-2012, во втором — Олимпиада в Сочи. На Урале столь крупных проектов в стадии активной реализации нет (хотя предпринималось немало попыток, читай, например, «Заявка без проекта», «Э-У» № 21 от 28.05.12), что также может ограничивать спектр возможностей для прорыва.

Но все это — базовые факторы, определяющие предпринимательский климат в регионе. И снова без ответа остается логически следующий за исследованием вопрос: стоит ли помогать именно «газелям», а если да, то какими специфическими инструментами? Несмотря на то, что мы не в первый раз демонстрируем уникальность и самостоятельность этой категории компаний, до сих пор так и не удалось выявить специфических методов их поддержки. А значит, поле для дискуссии и исследований еще широко.   

Динамичные компании среднего бизнеса на Урале (по состоянию на 2010 год)

Выборка «газелей» менее концентрирована, чем крупных компаний на Урале
Динамика выручки «газелей» не похожа на общий тренд
По доле в совокупном экономическом комплексе региона «газели» не заметны
Привлекательность областного центра для бизнеса — правило, работающее с исключениями
Основная выручка уральских «газелей» формируется на Среднем Урале и в Прикамье
Тюменская область — лидер сокращения числа «газелей»
Почти половина совокупной выручки «газелей» обеспечивается торговлей
Динамичных компаний на Урале немало, но «газели» — порода особая
Число «газелей» на Урале продолжает снижаться, несмотря на завершение острой фазы кризиса
Среди «газелей» много компаний с многолетней историей

У партнеров

    Реклама