Не просто математика

Сергей Ермак
25 июня 2012, 00:00
  Урал

Конкурировать за средний бизнес благодаря не только рациональным преимуществам, но и эмоциональным факторам предлагает управляющий директор федерального интернет-банка Банка24.ру Александр Ким

Александр Ким

— Александр Артурович, у Банка24.ру есть два кредитных продукта для бизнеса — лизинг и овердрафт. Оба заточены под малый и средний бизнес. Каков объем кредитования по этим программам?

— Из кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса мы основной упор делаем на овердрафты как наиболее подходящий инструмент для развития бизнеса и пополнения оборотных средств. Для нас это не основное направление, скорее, бонус для наших клиентов. Но зато мы можем предоставить «овер» в течение дня, фактически в режиме онлайн. Это важно, так как деньги обычно бизнесу нужны «еще вчера».

Если говорить о темпах прироста, с начала года нам удалось увеличить число клиентов, пользующихся овердрафтом, почти в 1,5 раза.

— На последней волне исследования «газелей» мы заметили, что они чаще стали развиваться на заемные средства. Еще год-два назад эти компании в большинстве своем полагались на собственные средства. В чем причина?

— Не думаю, что причина состоит в том, что раньше «газели» не хотели брать кредиты. Скорее, в 2009-м получить их было гораздо сложнее, чем в 2010-м. Банки не знали, как оценить риски быстрорастущих компаний, и очень неохотно финансировали их проекты.

Хотя я бы не сказал, что сегодня банки с большим желанием дают деньги инновационным средним компаниям. Банкам в первую очередь важно, получат ли они прибыль с конкретно выданного кредита. А для этого надо разбираться в бизнесе, понимать, как он устроен изнутри. В сфере высоких технологий сделать это непросто. 

— Как при помощи грамотного управления счетом бизнес может снизить издержки на банковское обслуживание?

— Думаю, что для снижения издержек на банковское обслуживание в первую очередь надо научиться сравнивать разные предложения на рынке. Здесь можно идти двумя путями. Первый — использовать простую арифметику, сравнивать не только лобовую стоимость тарифов, но и дополнительные характеристики. Допустим, у одного банка операционный день до 18:00, а у другого — до 21:00. Значит, при аналогичной стоимости обслуживания во втором случае клиент получает больше возможностей.

Еще пример — скорость проведения платежей: в одном случае несколько часов, в другом — только на следующий день (пока деньги идут от одного банка до другого, они не работают). Также нужно смотреть на широту линейки дистанционных услуг, которые значительно сокращают временные издержки.

Второй путь сравнения эмоциональный — насколько комфортно вам работать с конкретным банком. Мы уже давно привыкли, что в кинотеатре места в центре дороже, чем по краям, так как с них смотреть фильм удобнее. То же и в банковском обслуживании: если ты ощущаешь себя в центре событий, и все вертится вокруг тебя, то фактор цены становится менее важным.