Время, назад

10 сентября 2012, 00:00
  Урал

Редакционная статья

Фото: Андрей Порубовa

Из-за спада рождаемости работающее население не в состоянии поддерживать уровень жизни нынешних пенсионеров — это главный вызов, с которым имеет дело пенсионная система страны. Пенсионному фонду России (ПФР) не хватает собственных средств, чтобы выполнить обязательства. Дефицит оценивается в 1 трлн рублей и покрывается трансфертами из федерального бюджета. В 2008 году на эти цели уходило 1,6% ВВП, в 2010-м — уже 5,2%.

У правительства есть два пути: повышать страховые взносы или проводить структурные реформы, чтобы устранить дисбаланс. Сценарий повышения взносов (сегодня работодатели платят за работников в пенсионный фонд 22% для зарплат до 512 тыс. рублей и 32% с превышения этой суммы) реализовать крайне сложно: Россия и без того считается страной с высоким уровнем расходов на пенсионное обеспечение. Когда в феврале 2011 года Татьяна Голикова, тогдашний министр Минздравсоцразвития, представляя спецдоклад о путях реформирования пенсионной системы России, предложила провести широкое публичное обсуждение и выработать консолидированный сценарий (см. «Завтра начинается сегодня», «Э-У» № 10 от 14.03.11), логично было предположить, что дискуссия пойдет в сторону проведения структурных реформ. Тем более что основа для этого есть: несмотря на крайне непоследовательную политику государства (пример — исключение из участия в формировании накопительной части пенсий граждан старше 1967 года рождения), в целом за 20 лет пенсионная система в России сложилась: есть законодательная база, инфраструктура. Конечно, накопительный компонент крайне мал, только мизерная часть граждан лично участвует в накоплении и управлении будущей пенсией. Но как минимум четверть населения приняла решение перевести накопительные пенсии в НПФ, общие активы которых превышают 1,2 трлн рублей. Мы не раз отмечали, что интерес к этому процессу начинает проявлять и молодежь.

И сейчас — самое время провести институциональные преобразования, позволяющие заложить основу для эффективной пенсионной системы в будущем.

Предложение к диалогу давало надежду, что именно так и произойдет. Но, к сожалению, большая часть споров свелась к банальной дилемме — надо или не надо ликвидировать накопительную часть пенсий, чтобы в краткосрочной перспективе избавить Пенсионный фонд от необходимости просить денег из федерального бюджета. Если правительство примет именно такой сценарий, еще на одной реформе можно будет поставить крест.