Университет — это большая экономика

Образование
Москва, 24.09.2012
«Эксперт Урал» №38 (526)
Для попадания Уральскфрального университета в топ-100 лучших университетов мира необходимо понимание технологических принципов не только продвижения вуза, но и пространственно-территориального планирования университетских кампусов

Один из критериев, по которым формируется рейтинг лучших университетов мира по версии QS World University Ranking, — численность иностранных студентов и преподавателей. Для ее наращивания необходимы привлекательные и соответствующие международному уровню условия для жизни и учебы. Их должен обеспечить университетский кампус. О том, как спланировать и построить правильный кампус, рассказывает директор международных компаний Sino Land Limited и Habile Investments Limited Гораций Яо.

— Вы строили кампусы в США, Великобритании, Сингапуре и Китае. На что следует обращать внимание при проектировании?

— Во-первых, на планировку. Сейчас большинство университетских кампусов предусматривают просторные учебные помещения, позволяющие собираться большому количеству студентов, например для проведения семинаров. Аудитории должны быть приспособлены для использования новейших информационных технологий. Общежития больше похожи на отели: в общежитиях Великобритании, например, на этаже располагаются 5 — 7 комнат и небольшие холлы, пригодные в том числе для занятий. Здания, как правило, не выше 5 — 6 этажей, располагаются на большой, зеленой территории, где есть также места для проведения досуга.

Во-вторых, следует думать об энергоэффективности. Мировая тенденция — поиск возможностей для сохранения энергии, использования ее возобновляемых источников. Здания проектируются с большими окнами для проникновения естественного света; системы тепловых насосов, использующих тепло наружного воздуха, что позволяет сократить использование кондиционеров.

Третье — это дизайн, использование современных технологий (например светодиодного освещения) и материалов (стекла, нержавеющей стали, алюминия).

— В разных странах разные подходы и стандарты строительства. Как удается договариваться?

— Для начала мы делимся идеями с университетом. Если его администрация заключает с нами контракт на то, чтобы мы стали основным координатором, начинаются поиски компании-субподрядчика. Определяет ее университет: его руководство лучше знает компании своей страны. Затем мы, университет и компания-субподрядчик начинают работать над совместным проектом.

Наша основная задача заключается в том, чтобы разработать строительные технологии, обучить специалистов компании-субподрядчика технологиям и методикам, которые мы используем, и в дальнейшем осуществлять контроль выполнения проекта совместно с руководством университета и местными экспертами. После этого мы консультируем заказчика по вопросам дальнейшего содержания зданий. Словом, пытаемся передать накопленный опыт и знания местным субподрядчикам.

— Вы видели проект кампуса, который планируется создать в УрФУ?

— Он весьма амбициозен: только в первой фазе реализации планируется застройка более 70 тыс. кв. метров. При таких масштабах кампус должен иметь на территории развитую инфраструктуру, в том числе супермаркет, почтовое отделение, парикмахерскую, компьютерный магазин. Я бы советовал поэтапное строительство: сначала сдача, например, одного блока из 60 комнат, а когда заедут студенты, строительство следующего с 40 комнатами и т.д. Это позволит удовлетворять спрос и постоянно улучшать качество строительства, основываясь на полученном опыте.

— Каковы объемы финансирования и источники инвестиций для подобных объектов?

— Средняя стоимость строительства — около тысячи долларов за 1 кв. метр. В нее включены все работы и материалы, вплоть до фурнитуры, но кроме мебели. Методов привлечения инвестиций немало. Например, строительство одного из общежитий в Гонконге было полностью профинансировано крупнейшей банковской корпорацией HSBC, причем исключительно в рекламных целях: студенты рассматривались как потенциальные держатели кредитных карт этого банка. Поэтому нужно искать инвестора, в том числе и иностранного, который успешен в бизнесе и стремится рекламировать свое имя, благодаря вложению в строительство. И это мы тоже будем обсуждать с администрацией университета. Конечно, то, что работает в Гонконге, может и не подойти для России.

Естественно, прибыль на вложениях в строительство университетских кампусов — вещь относительная. Еще одним важным фактором является стоимость проживания в общежитиях. На мой взгляд, она не может составлять 10 долларов в месяц — с такими ценами и речи быть не может об окупаемости инвестиций.

— У нас проживание в общежитиях не является доходной статьей в бюджете вуза. Каков опыт других стран в этом вопросе?

— В большинстве стран, в том числе в Китае, университеты отдают кампусы в распоряжение управляющих компаний. Студенты платят за аренду, часть средств получает управляющая компания, часть — университет. При этом студенты платят рыночную стоимость. Социалистический подход здесь не работает: у правительства нет на это денег, а для получения спонсорской помощи университет должен быть очень конкурентоспособным. Во многих странах трудовое законодательство позволяет студентам работать на полставки, чтобы иметь возможность оплачивать обучение: одни подрабатывает в офисе, другие — в баре, третьи преподают язык. В городе для этого много возможностей. Гонконгские студенты, например, работают в ресторанах, информационных центрах. Университет и его кампус — это большая экономика для города.

Российские вузы в рейтинге лучших университетов мира по версии QS World University Ranking

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №38 (526) 24 сентября 2012
    Градостроительная политика
    Содержание:
    Город — это я

    Власть в России остается главным заказчиком и единственным диктатором урбанистической стратегии. Сложность в том, что изменить ситуацию может только сама власть

    Реклама