Еще раз учиться

Рынок бизнес-образования динамично растет. В среднесрочной перспективе тенденция сохранится при условии усиления специализации игроков и решения проблем выработки стандартов качества услуг

В середине сентября на рынке бизнес-образования произошло знаковое событие — создано НП «Национальный аккредитационный совет по деловому образованию России» (НАСДОР). Его основная задача — разработка принципов и стандартов оценки качества программ различного уровня с учетом передового мирового опыта и создание системы мониторинга качества подготовки кадров для бизнеса.

Именно отсутствие стандартов качества и необходимость регулирования рынка выделяли в качестве основных проблем участники прошлогоднего круглого стола, организованного журналом «Эксперт-Урал» (см. «Учи ученого», «Э-У» № 39 от 03.10.11). Остается надеяться, что 2012 год станет новой отправной точкой развития рынка бизнес-образования.

Краткий курс бизнеса

Согласно исследованию аналитического центра «Эксперт-Урал», рынок бизнес-образования второй год показывает положительную динамику. В 2011-м компании прирастили выручку и число обученных почти на 20%, а число предлагаемых программ — на 14% по сравнению с 2010-м.

В первом полугодии 2012-го прирост выручки центров бизнес-образования составил 12%, числа обученных — 9%, количества программ — на 14% по отношению к аналогичному периоду 2011-го.

По словам директора компании «Апрайт» Олеси Журкевич, рынок стал гораздо активнее, чем накануне кризиса 2008 года, а среди компаний остались только самые сильные. Замдиректора образовательного центра «Бизнес-Развитие» Ирина Демьянова отмечает качественные изменения спроса:

— Спрос на бизнес-образование в 2011-м в принципе остался на уровне 2010-го. Но несколько изменились потребности предприятий: они ищут программы адресные, точно соответствующие их запросу, краткосрочным и среднесрочным целям. Когда они находят нужный центр, начинается торг по цене. Бизнес-образование, безусловно, является рынком потребителя. Провайдеры услуг вынуждены прогибаться под заказчика или находить с ним компромисс. В противном случае клиент обратится в другой центр. Конкурентная среда на рынке бизнес-образования Урала достаточно стабильна: 70 — 80% игроков — это компании, которые выжили после кризиса и укрепили свои позиции в 2009 — 2010-м, 20 — 30% — провайдеры, которые приходят и уходят, кардинально они ситуацию на рынке не меняют.

Исполнительный директор Урало-Сибир­ского института бизнеса Екатерина Кузина констатирует, что из-за усиления «точечности» спроса, центры бизнес-образования пошли по пути специализации:

— Сегодня большинство операторов уже определились со своим форматом: бизнес-школа, тренинговая компания, центр повышения квалификации и т.д. На таком рынке клиенту проще выбирать продукт под конкретную потребность. Сегодня уже многие понимают, что если нужна программа МВА, то нужно идти в бизнес-школу, если тренинг продаж — то в тренинговую компанию.

По числу обученных однозначно на подъеме среднесрочные программы — прирост за 2011 год на 36%. В минусе — долгосрочные: падение на 7%. Структура рынка по этому показателю, тем не менее, остается относительно стабильной. Около 65% бизнес-студентов выбирают краткосрочные курсы, около 33% — среднесрочные и 2% — долгосрочные. 

По словам заместителя директора компании LA`consulting (специализируется на краткосрочных практических семинарах по бухгалтерскому учету, налогообложению и праву) Инны Сергейчик, стабильный спрос на подобные семинары формируют регулярные изменения в законодательстве.

Замечательная тенденция 2011-го — резкий прирост среди обучаемых менеджеров низшего звена и линейных сотрудников (почти 30%), а также узких специалистов (прирост — 22%). Чаще всего они выбирают краткосрочные программы.

Ноль преград

По мнению заместителя директора Бизнес-школы УрФУ Ларисы Малышевой, в ближайшем будущем активнее всего будут развиваться сегменты краткосрочных семинаров-тренингов и корпоративного обучения: «У предприятий появилась реальная потребность повышения конкурентоспособности из-за вступления России в ВТО, а у физических лиц — необходимость роста стоимости на рынке труда».

Ирина Демьянова не менее оптимистична относительно корпоративного сектора: «Предприятия понимают плюсы корпоративного обучения — комплексность, систематизированность, точное соответствие целям компании. Безусловно, оно дороже единоразового, но является самой надежной инвестицией в персонал».

У долгосрочных программ объективных преград для развития тоже нет, считает Екатерина Кузина:

— Более того, с этого года отменено госрегулирование бизнес-образования и бизнес-школы скоро не будут выдавать дипломы государственного образца. Я не разделяю опасений по поводу того, что на рынок хлынут непрофессиональные операторы. Порог входа в сегмент МВА очень высок. Решающую роль здесь будет играть качество программы и результаты бизнес-студентов и выпускников.

В целом игроки рынка не дали ни одного негативного прогноза (максимум выражается некоторая настороженность). Во-первых, они уверены, что непрерывное образование сегодня становится необходимым инструментом выстраивания профессиональной и карьерной траектории. Как заметил генеральный директор группы компаний «Потенциал» Владимир Синчук, качественные предложения учреждений бизнес-образования всегда найдут своего потребителя. Во-вторых, руководителям бизнес-школ греет душу ухудшение качества вузовского образования. В таких условиях появляются возможности освоения новых сегментов и предложения принципиально новых продуктов для молодых специалистов.  

Методы и информация

Рейтинг центров бизнес-образования Урало-Западно­­сибирского региона составлен журналом «Эксперт-Урал» на основе собственной методики. География проекта: Свердловская, Челябинская, Тюменская, Оренбургская, Курганская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Пермский край, Башкортостан и Удмуртия.

В качестве основного критерия для ранжирования компаний принята выручка от реализации образовательных услуг за 2011 год (справочно предоставляется информация за первое полугодие 2012 года). Для полноты картины в основной рейтинг включены данные по приросту выручки, количеству реализованных программ и числу обученных. Дополнительно приведен рейтинг по числу обученных, позволяющий оценить масштаб, динамику и специфику образовательной деятельности отдельных компаний.

В методике принята следующая классификация образовательных программ. По длительности: долгосрочные (от 1000 часов) с выдачей диплома о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации, среднесрочные (от 72 до 1000 часов) и краткосрочные (до 72 часов). Долгосрочные программы подразделяются на Executive МВА, МВА и прочие. Среднесрочные — на открытые и корпоративные повышения квалификации (от 102 часов), профессиональной переподготовки (от 500 часов) и другие. Краткосрочные — на открытые и корпоративные.

По типам образовательной деятельности компании поделены на три категории: полного сервиса (не привлекают внешних преподавателей), смешанного типа (используют как штатных, так и внештатных тренеров) и провайдеров (обеспечивают только сотрудничество фрилансеров и заказчиков обучающих программ).

Источником информации послужили данные компаний, предоставленные в ходе анкетирования.