Или бизнес, или никто

22 октября 2012, 00:00
  Урал
Фото: Андрей Порубов
В начале октября аэропорт Кольцово получил международную премию World Routes Awards, став лучшим аэропортом стран СНГ

Правительство Свердловской области планирует в 2013 году продать пакет акций аэропорта Кольцово. Соответствующие поправки внесены в программу по управлению госимуществом, которая на одном из ближайших заседаний уже в четвертый раз будет рассматриваться депутатами Законодательного собрания. Заявленная стоимость пакета (34,56%) — 2 млрд рублей.

— Решение продиктовано желанием быстрее продать ликвидные активы, изыскиваются возможности для пополнения доходной части бюджета, — говорит депутат Законодательного собрания области Андрей Альшевских. — Пакет акций аэропорта был передан Свердловской области весной прошлого года по инициативе предыдущего губернатора Александра Мишарина. Считалось, что на время подготовки к чемпионату мира по футболу и ЭКСПО-2020 важно иметь рычаги влияния на стратегически важный объект. Решение о продаже пакета принято нынешним губернатором Евгением Куйвашевым и противоречит утвержденной ранее концепции.  

Оперативно получить комментарии от основного владельца Кольцово ГК «Ренова» нам не удалось. Но, как отмечает источник, знакомый с ситуацией, «Ренова» заинтересована в консолидации акций аэропорта: «Она строит аэропортовый холдинг со свойственной ей агрессивной экспансией, по­этому настроена на получение максимального контроля над Кольцово».

Отраслевой эксперт, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий соглашается:

— «Ренове» было бы комфортно увеличить свою долю, чтобы покупка блокирующего пакета кем-либо стала невозможной. Но компании, занимающиеся сегодня аэропортовым бизнесом, и так не готовы устраивать между собой войны. Теоретически можно представить ситуацию недружественной покупки пакета акций, принадлежащего Свердловской области. За немалые деньги это позволит лишь затормозить развитие аэропорта, но сейчас в этом никто не видит смысла. Средства, которые есть в аэропортовых холдингах, разумно направлять на развитие имеющихся активов и приобретение новых. Есть еще один вариант развития ситуации с акциями, не очень хороший для правительства области, если претендентов вообще не найдется. Его нельзя исключать, многое будет зависеть от цены.

Подготовка аэропорта к крупным мероприятиям, вероятно, возможна без участия региональных властей. Как мы писали ранее (см. «Распечатали ворота», «Э-У» № 40 от 08.10.12), проведение матчей чемпионата мира по футболу потребует вложений в размере 100 млрд рублей. Большая их часть будет направлена на развитие транспортной инфраструктуры и выделена из федерального бюджета. Существенными ресурсами располагает и ГК «Ренова».   

— На инвестиционной программе Кольцово изменения в составе акционеров не отразятся. Правительство области уверено в инвесторе и, по всей видимости, не видит необходимости контролировать его через прямое участие в бизнесе, — отмечает источник.

Помимо продажи акций Кольцово, на рынке воздушных перевозок Свердловской области грядет еще одно изменение. Правительство региона в конце 2011 года анонсировало проект возрождения местной авиации (см. «Прощание с небом», «Э-У» № 16 от 23.04.12). Планировалось вложить 200 млн рублей на выкуп ликвидной техники Второго Свердловского авиапредприятия, находящегося в конкурсном производстве, и покупку оборудования для аэродромов. В проекте должен был принять участие УГМК-Холдинг, совладелец чешского авиазавода Aircraft Industries. «Судя по действиям правительства, проект возрождения местной авиации на базе аэропорта Уктус будет похоронен. Точно это выяснится, когда мы увидим областной бюджет и программу управления госсобственностью», — говорит Андрей Альшевских.