Общая цель — повышение конкурентоспособности

12 ноября 2012, 00:00
  Урал

«Благодаря вовлечению все большего числа предпринимателей в программы поддержки малого и среднего предпринимательства, нам удалось развеять пессимизм среди бизнесменов. Они увидели реальную пользу инструментов господдержки», — говорит директор Свердловского фонда поддержки предпринимательства Антон Гервасьев

Антон Гервасьев

— Один из принципов работы Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства — постоянный поиск и введение новых инструментов. Да, мы идем путем проб и ошибок. Но результат налицо: если в первые годы работы нашей команды мы получали единичные заявки от предпринимателей, были вынуждены большую часть времени тратить на пропаганду инструментов господдержки, то сейчас объем заявок превышает предложение. В целом все программы востребованы.

Анализируя нашу модель поддержки, я бы разделил все инструменты на пять блоков, в зависимости от цели. На мой взгляд, одна из важнейших задач, которую должно формулировать для себя государство, — повышение капитализации малого и среднего бизнеса. Для этого в нашем фонде продумано несколько программ. Это, в частности, предоставление льготных инвестиционных кредитов на срок до пяти лет до 7 млн рублей по ставке рефинансирования Центрального Банка, компенсация части затрат на присоединение к электросетям до 1 млн рублей.

Второе направление — стимулирование внедрения инноваций. На самом деле, это не дань моде. Поддержка инновационных проектов — действительно очень нужная вещь. Тот, кто принес на рынок что-то новое, первое время не имеет конкурентов, что позволяет бизнесу расти, и расти быстро. Мы уже несколько лет выдаем субсидии начинающим инновационным компаниям, компенсируем расходы действующих инновационных предприятий. В Свердловской области создан Инновационный центр малого и среднего предпринимательства, который финансирует инноваторам работы по патентованию и созданию опытных образцов продукции. В работе центра сегодня более тысячи проектов.

Третий блок мер связан с поддержкой уже вставшего на ноги бизнеса, которому не хватает ресурсов для развития. Зачастую банки готовы кредитовать такие компании, но у предпринимателей не всегда достаточно имущества для обеспечения залогом. Здесь мы можем оказать серьезную поддержку, предоставляя банкам поручительство по кредитам. В прошлом году выдано более тысячи поручительств по кредитам на сумму почти 2 млрд рублей. Кстати, в сентябре прошел очередной отбор банков, и на сегодняшний день заключено 26 соглашений. Второй инструмент в этой части — микрофинансирование, предоставление небольших займов (от 50 до 200 тыс. рублей) на короткие сроки. Этот инструмент востребован в основном в малых городах, где недостаточно представлены банки. 

Четвертый блок касается поддержки компаний, которые поставили амбициозные задачи выйти за пределы страны. Для этого разработан комплекс мер по компенсации части затрат экспортеров (до 1 млн рублей). Субсидируются несколько видов затрат. Во-первых, часть затрат на уплату процентов по действующим и закрытым кредитам, а также часть затрат на работу по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия экспортируемой продукции. Во-вторых, субсидируется часть затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом; по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта. И наконец, часть затрат по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг).

Конечно, на эту тему можно дискутировать. Сегодня в Свердловской области малых и средних предприятий — около 200 тысяч. Получается, что свою продукцию и услуги на экспорт выводят только около тысячи предприятий. Из них только несколько десятков компаний пользуются нашей поддержкой, но мы видим, что она действительно полезна, причем не только в части финансов.

Предприниматели видят пользу от участия в деловых миссиях, которые помогают им найти новые рынки. Например, мы организовали такую миссию в Юго-Восточную Азию. Казалось бы, там все ниши заняты, они и сами могут все делать, но это далеко не так. В результате поездки в Малайзию три компании из десяти вернулись с подписанными контрактами. А в октябре 2012 года в Екатеринбург приехал генеральный директор малазийской компании «Фуши» Хуан Синь-тань. Он заключил протокол о намерениях с участником деловой миссии уральской компанией «Свой дом» о производстве на территории Малайзии инновационных строительных материалов. Это будет первый уральский бизнес на малазийской земле!

В сущности, наша задача в этой ситуации заключается в выращивании компаний-экспортеров. И мне представляется, тут нужно вместе подумать, как стимулировать начало занятий экспортом.

Пятый блок объединяет меры поддержки, стимулирующие повышение количества и качества малых предприятий в Свердловской области: это бесплатное обучение основам предпринимательства и развитию бизнеса, проведение консультаций.

Общая цель всех мероприятий — повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса, чтобы создать надежную основу стабильности экономики в целом.