Розы под балконом

26 ноября 2012, 00:00
  Урал

Из дискуссии о будущем ЗАТО часто исключают очень важный фактор конкуренции за жителей и инвестиции — формирование качественной городской среды, считает исследователь Массачусетского технологического института (Кембридж, США), старший преподаватель Высшей школы урбанистики НИУ— ВШЭ Ксения Мокрушина

Ксения Мокрушина

— Человек может воспринимать городскую среду позитивно, если сопричастен с ней, ассоциирует себя с городом, может реализовать индивидуальный потенциал, но в то же время чувствует общность интересов с другими жителями и вовлечен в процесс принятия решений, затрагивающих будущее территории. Как формировать такую среду? Власть должна видеть в жителях потребителей живых и уникальных городских пространств. Это пространства, которые имеют особую архитектуру и дизайн, где можно жить, работать, ходить в магазины, получать социальные услуги. Это и событийные пространства, в которых происходит что-то новое — фестивали, мероприятия, выставки. Они целостны, связаны между собой и доступны с точки зрения транспортной инфраструктуры. Такой подход позволит решать городу стратегические задачи, проблемы социального неравенства или социальной дезинтеграции.

Необходимо понимать разницу между обыкновенным созданием услуг и созданием уникальной живой городской среды. Первое — инструмент решения узких задач, второе — философия. Что город может сделать уже сегодня? Я бы просила наблюдать за тем, как используются городские пространства. Вы откроете много нового, чего не хватает жителям, чего они хотят, какой социальный сервис необходим. Думайте не только о том, что построить, но и о том, как это использовать дальше. Одна и та же площадка может по-разному использоваться днем и ночью, сегодня и завтра.

Город — живой организм. Важно создавать активность в нем буквально насильно. Вы не задумывались, почему так много народа в торговых центрах? Потому что там сосуществует огромное количество соцуслуг, сервисов и функций. Люди туда идут, чтобы выполнить много разных задач. То же должен делать город. Начните с малых вещей. Американские планировщики часто называют это «вырастите розы у себя под балконом». Если вы видите, что жители сами начинают интересные инициативы, которые не требуют много денег, но могут потребовать вашего внимания и поддержки, это обязательно нужно поддерживать. Из этого может вырасти новая стратегия развития публичных пространств, которая своей основой будет иметь участие населения. Пусть вас не останавливает нехватка денег, в городе всегда найдутся партнеры — жители, НКО или бизнес.