Есть куда расти

10 декабря 2012, 00:00
  Урал

Удмуртия обладает приличными запасами нефти (доля добывающего сектора в ВРП — около 25%), мускулистой промышленностью (оборонка и автомобилестроение), щедрым сельским хозяйством (доля агропрома в ВРП — 7,2%, выше только в Кургане). При этом по уровню ВРП на душу населения она находится на предпоследнем месте среди регионов Урало-Западносибирского региона. Ниже ВРП только в Курганской области, где ни нефти, ни особой промышленности. Рассмотрим этот макроэкономический парадокс.

Индустриальные качели  

Крупнейшая отрасль обрабатывающей промышленности Удмуртии — производство машин и оборудования — в основном представлена предприятиями ОПК. Доля машиностроения в промышленном выпуске составляет 11,6%.

Не менее важная для субъекта отрасль — автопром. Здесь в 2011 году произошел существенный сдвиг: почти полностью восстановлены объемы производства 2008 года, увеличена доля в промышленном выпуске с 0,8% в 2010-м до 5,3% в 2011-м. Автомобильная промышленность реабилитировалась за счет продажи мощностей ИжАвто под производственную площадку АвтоВАЗа.

Помимо перечисленных отраслей основу промышленного производ­ства Удмуртии составляют пищевка — 9,3%, металлургия — 8,5%, производство электро­оборудования — 6,1%. Доля прочих не превышает 2%.

Промышленное производство в республике продолжает расти, хотя темпы прироста замедляются: по итогам 2010 года он составил 20,1%, в 2011-м — 8,6%, а вот за десять месяцев 2012 года — 2,3%. Исключение — металлургия: если в 2011 году отрасль просела на 0,9%, то в 2012-м только за январь — ноябрь набрала 26%. В машиностроении объем физического производства за прошедший год вырос на 27%, но по итогам десяти месяцев 2012 года выпуск недотягивает до аналогичного периода предыдущего года 2,8 п.п. Наиболее стабильны пищевая промышленность (плюс 11% в 2011 году и 5,3% за десять месяцев 2012-го) и производство электрооборудования (плюс 30% и 12% соответственно).

Доля транспортного сектора в ВРП — 8,2%. Основу его составляет автомобильный транспорт — 76,2% грузооборота. Положительные темпы роста промышленности сказались и на секторе перевозок: грузооборот республики в 2011 году увеличился впервые с 2008 года (прирост — 7,1%).

В 2012 году тенденция сохранилась: до конца октября грузооборот прирос на 3,4% к соответствующему периоду предыдущего года. Пассажирооборот вышел из кризиса чуть раньше, в 2010-м, и за 2011 год увеличился на 3,1%, за прошедшие месяцы 2012 года — на 3,3%.

Сектор строительства обеспечивает республике около 5,5% ВРП. По объемам строительства на душу населения, как и по абсолютным показателям (метрам и рублям) субъект никогда не ходил в лидерах Урало-Западносибирского региона. Однако в 2011 году Удмуртия отличилась нехарактерно высокой динамикой (индекс физического объема выполненных работ — 137%, темп роста за первые десять месяцев 2012 года — 105,5%). Эти показатели могут свидетельствовать о положительных тенденциях, но спешить с выводами рано: скорее, сказывается эффект низкой базы.

Потребительский разлет

Ситуация в потребительском секторе в точности отражает картину в промышленности, строительстве и транспортной отрасли: среди всех субъектов Урала и Западной Сибири республика находится на последнем месте по уровню денежных доходов и расходов населения, зато на втором — по темпам их роста. При этом динамика в потребительском секторе стабильнее, чем в промышленности: за 2011 год доходы населения выросли на 14,2%, за десять месяцев 2012-го — на 8,2%, расходы — на 12,6% и 8,2% соответственно.

При подобной тенденции в доходах Удмуртия ожидаемо оказалась в лидерах и по темпам роста услуг и торговли: оборот розницы за 2011 год увеличился на 12,6%, за десять месяцев 2012 года — на 7,2% оборот оптовой торговли — на 37,1% и 21,8%, сектор общественного питания — на 8,1% и 10,7% соответственно. Сектор услуг населению остался на прежнем уровне: прирост в 2011 году составил 1,6%, на десять месяцев 2012-го объем услуг стабилен — недотягивает до соответствующего периода предыдущего года всего 0,1%.