Очень средние инноваторы

Тема недели
Москва, 11.02.2013
«Эксперт Урал» №6 (543)
Сегмент среднего бизнеса практически не вовлечен в инновационное развитие региона. Причины — в низкой активности предприятий и отсутствии эффективных инструментов поддержки со стороны государства, считает проректор по инновационной деятельности Уральского федерального университета Сергей Кортов

— Сергей Всеволодович, в чем особенность среднего бизнеса с точки зрения инновационного развития?

— Средние предприятия — тот сегмент, с которым сейчас следует активно работать. Многочисленные исследования, например тех же «газелей», именно у них фиксируют прорывной рост рыночных показателей. Этот сегмент я считаю наиболее перспективным: во-первых, они знают своего потребителя, имеют представление о его надобностях, как текущих, так и будущих; во-вторых, в связи с быстрыми темпами развития, как правило, имеют собственные средства для развития, часть которых могут направить для инициации инновационных процессов. Так, к нам приходят предприятия из этого сегмента и говорят, что 10 — 30 млн рублей в год они готовы потратить на совместные с университетом проекты. И, наконец, они очень мобильны в принятии решений — как управленческих, так и технологических.

— Но их активность очень низка. Почему?

— Что такое среднее производственное предприятие? Это чаще всего либо команда, отпочковавшаяся от крупного и создавшая собственную производственную базу на арендованных площадях, либо крупное предприятие советских времен с готовой производственной инфраструктурой, развалившееся на несколько. Это накладывает определенный отпечаток: средние компании вынуждены пользоваться устаревшими производственными фондами, потому что собственных средств на капитальное строительство и покупку современного оборудования не хватает, а долгосрочная кредитная линия им недоступна. Это первая причина их низкой инновационной активности. Вторая — отсутствие государственной стратегии и поддержки этого сегмента бизнеса. А третья — крайне короткие сроки прогнозирования и планирования, два-три года. В России они, как правило, равны политическим циклам. Малый бизнес как гриб — вырос после дождя и исчез в случае неблагоприятной ситуации, крупный вынужден устанавливать долгосрочные контакты с потребителями и государством, а среднему труднее всего. Поэтому средний бизнес чаще всего в политике видит не возможность, а риск. Отсутствие четких посылов и защищенности не дает этим предприятиям работать в инновационном сегменте, потому что любая инновация, если это не просто закупка импортного оборудования, имеет период окупаемости от трех до семи лет (в частности в области металлургии и машиностроения).

— В Уральском федеральном университете есть модели работы со средним бизнесом?

— Средний бизнес для нас — это платформа для совместных проектов. Здесь есть несколько направлений. Первое — университет как инкубатор готовых проектов. Наши малые предприятия разрабатывают проекты, средний бизнес смотрит, есть ли среди этих проектов то, что он готов поддержать, и если есть — мы обсуждаем конкретные варианты сотрудничества. Второе — предприятие уже имеет свою бизнес-идею инновации и рассматривает университет как источник технологий и кадров. Средняя компания, как правило, ограничена в своих научных исследованиях из-за отсутствия нужных компетенций и оборудования, поэтому наукоемкую разработку она может продвигать самостоятельно только до определенного предела. В этом случае подключается университет, и мы вместе определяем и реализуем наиболее оптимальный путь получения нужного результата. При реализации любого из этих путей возникает роль университета как посредника между государством и бизнесом. Если бизнес не хочет контактировать с государством непосредственно, поскольку не умеет этого делать, то вуз как партнер использует механизмы государственной поддержки и обеспечивает формат частно-государственного партнерства.

— Какие инструменты поддержки рациональны, на ваш взгляд, на высшем уровне?

— Есть форма, которая давно развивается на Западе и над которой мы тоже начинаем активно работать, — индустриальный парк. Причем в нем должны быть зоны и гринфилда (поляна с подведенными коммуникациями для крупного бизнеса), и технологического развития, где располагаются универсальные технологические модули (они могут быть использованы компаниями среднего бизнеса для разворачивания производства). В России большая проблема, сдерживающая развитие инноваций в среднем бизнесе, — отсутствие рынка венчурных инвестиций.

Далее — необходимы программы стимулирования спроса. Например, Москва приняла закон о закупке инновационной продукции: 5% от всего бюджета закупок должно идти на инновационную продукцию. Вопрос — что считать инновационной продукцией. Для ответа создана специальная комиссия, формирующая реестр инновационной продукции. И как только продукция в него попадает, она оказывается в области преференций. Я считаю, что в Свердловской области необходимо создавать подобные инструменты стимулирования спроса на инновации. Это не столько программы финансовой поддержки, хотя они, безусловно, важны, сколько создание благоприятных стартовых условий. Найти деньги — решаемая задача. А вот пробиться через наши конкурсные процедуры и прочие административные барьеры, систему лицензирования, стандартизацию — для инновационных компаний достаточно сложно. В идеале на период осуществления инновационных проектов средние компании должны иметь особые режимы хозяйствования. Это могут быть налоговые преференции, госгарантии, частичная компенсация банковских процентов и т.п. Ключевой проблемой, конечно, является обеспечение инвестиционного и рыночного спроса на инновации. Если помочь среднему бизнесу в этом деле, все остальное он сделает сам.

У партнеров

    Реклама