Мы завоюем мир

Тема недели
Москва, 18.02.2013
«Эксперт Урал» №7 (544)
Ревитализация индустриальных пространств окружена массой вредных мифов, уверен советник генерального директора компании Cushman & Wakefield Ричард Тибботт

— В вопросе регенерации промзон успех зависит от того, насколько быстро властям, бизнесу и местному сообществу удастся договориться относительно ее стратегии. Здесь очень большую роль играют мифы, неверные стереотипы, которые делают эффективный диалог невозможным.

Я бы выделил десять подобных мифов. Первый — проект ревитализации легче реализовать за городом, чем в его пределах. Это не так. Например, проект освоения Сэлфордской набережной (Salford Quays), находящейся к западу от центрального Манчестера, длился с 1984 по 2012 год.

Второй — только частные девелоперы могут делать качественные проекты. Но давайте посмотрим на то, как создавался Олимпийский парк в Лондоне. Государство приняло решение построить его в промзоне в западной части города. На новое место перевезено более 200 предприятий, освоение этой территории обошлось в 3 млрд долларов, но было закончено на полгода раньше намеченного срока, экономия от первоначального бюджета составила 750 млн долларов.

Третий миф — регенерацию промзон можно финансировать как обычный девелопмент. Строительство жилого комплекса или офисного центра нельзя сравнивать с ревитализацией индустриальных пространств. Горизонт планирования совершенно разный. В первом случае он обычно измеряется пятилеткой, во втором — двадцатью годами. На продолжительном временном отрезке реконструкция промзон дает значительно большую отдачу.

Четвертый миф — частный сектор профинансирует инфраструктуру. На самом деле это задача государства. Если заставить компании вкладывать миллиарды долларов в строительство дорог и инженерных коммуникаций, то сроки реализации проекта увеличатся в разы.

Остальные мифы буквально штрихами. Пятый — обустройство общественных пространств можно оставить на потом. Шестой — действовать строго по плану, он выдержит любые экономические колебания. Седьмой миф — город может справиться с проектом самостоятельно. Это не так: муниципальный бюджет обычно не выдерживает такой нагрузки. Нужны некие корпорации развития с четкой стратегией и инфраструктурными фондами.

Восьмой миф — для успеха нужны масштабные знаковые проекты. Приведу только две цифры: Wales Millennium Centre стоил 350 млн долларов, а The Tube в Cardiff Bay (официальной название — The Cardiff Bay Visitor Centre. — Ред.) — 600 тысяч. И оба объекта являются предметом гордости. На мой взгляд, лучше маленький кусок большого пирога, чем большой кусок маленького.

Девятый миф — мы должны создать тематический девелопмент. Это глупо: застройка должна быть многофункциональной. И последнее заблуждение — первым делом нужен звездный архитектор. Я уверен, следует создавать условия, среду для успеха, а не охотиться за победителями. 

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №7 (544) 18 февраля 2013
    Проект «развитие города»
    Содержание:
    Мы завоюем мир

    Ревитализация индустриальных пространств окружена массой вредных мифов, уверен советник генерального директора компании Cushman & Wakefield Ричард Тибботт

    Реклама