Нежно и бережно

Медицинский психолог ООО «Европейский медицинский центр “УГМК-Здоровье”» Елена Машкова поясняет, почему родители детей дошкольного возраста все чаще обращаются за помощью к психологам

Елена Машкова

— Причин несколько. Ухудшение экологии, повышенная стрессогенность современной жизни и многое другое ведут к нарастающему ухудшению здоровья. Увеличивается количество детей с проблемами в речевом, двигательном развитии, детей с дефицитом внимания, имеющих те или иные эмоциональные проблемы и проблемы поведения (возбудимых, плохо регулирующих поведение, агрессивных или тревожных). Вместе с этим продолжается повышение нагрузок в процессе школьного обучения, а также уровня требований к подготовке будущих учеников со стороны школ.

Обращение к психологу с ребенком в дошкольном возрасте оправдано, потому что этот возраст наиболее подходит для своевременной коррекции тех или иных отклонений. Это позволяет предупредить или снизить остроту проблем в более старшем возрасте (неуспеваемость в школе, проблемы поведения в младшем школьном и особенно подростковом возрасте). Мозг и психика ребенка еще очень пластичны и отзывчивы на коррекционно-развивающее воздействие. Наряду с возрастными психологами в последнее время все более востребованы в дошкольном возрасте и узкие специалисты: нейропсихологи, медицинские психологи, логопеды-дефектологи, неврологи.

Сегодня школы раннего развития стали неотъ­емлемой составляющей процесса воспитания и обучения детей. Однако практика показывает, что польза от занятий существенно зависит от того, насколько грамотно построены развивающие и обучающие программы, учитывают ли они особенности дошкольного возраста. Односторонний интеллектуальный рост способен обеднять эмоциональное развитие ребенка, совершенствование практических умений — препятствовать развитию воображения. В результате ребенок, например, с развитой речью, умеющий читать и писать, может испытывать серьезные трудности в общении с детьми. Неоправданно ранняя попытка привития учебных навыков, не опирающаяся на достаточную зрелость мозговых структур, может привести к усилению тревожности или протестным реакциям ребенка.

Кроме того, в школах развития, как и в детских садах, массовых и даже престижных школах увеличивается количество детей, которые при нормативном уровне интеллектуального развития испытывают стойкие трудности в обучении и поведении из-за неравномерности в развитии их психических функций, которые не могут быть преодолены традиционными методами обучения. Им необходим своевременный и комплексный подход в диагностике и коррекционной работе, который осуществляется бригадой специалистов, включающей как врачей, так и медицинских психологов, нейропсихологов, логопедов-дефектологов. Важно на ранних этапах заметить признаки проблем в развитии ребенка.

Наряду с развитием познавательных процессов у ребенка не менее важно его личностное, эмоциональное развитие. Ни одна школа развития, ни один психолог не заменит ребенку любви и внимания родителей, их работы по воспитанию у него моральных и нравственных качеств, формированию положительных черт характера.

Дошкольник через игру осваивает взрослые роли, мир человеческих взаимоотношений, учится подчиняться правилам, совершенствует свои умения. Основная потребность ребенка — подготовиться к вхождению в мир взрослых людей. Ему так хочется делать все «самому», чувствовать себя умелым и успешным. Из этой потребности формируется желание пойти в школу. При этом психика дошкольника еще очень несовершенна, ему трудно надолго сосредоточиться и удержать цель задания, подчинить свое поведение внешним правилам, он эмоционален и непосредствен в своих чувствах, только учится ими управлять. Обучение еще не является самостоятельной деятельностью и потребностью ребенка, поэтому оно должно быть вплетено во все другие виды деятельности, опираться на интерес. 

Родителям важно постараться создать наиболее подходящие условия для развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей и общих закономерностей развития, а не своих планов и ожиданий.