Влиятельный партнер

Китай — Урал
Москва, 27.05.2013
«Эксперт Урал» №21 (557)
Теснота и широта внешнеторговых связей Большого Урала и КНР растут с каждым годом. Наш регион по-прежнему делает ставку на поставки ресурсов, китайцы увеличивают экспорт оборудования и автомобилей

Фото: Денис Болихов

Объемы внешней торговли Урало-Западносибирского региона с Китайской народной республикой в последние годы стабильно растут, увеличиваются как экспортные поставки, так и импортные. Эта тенденция давняя, устойчивая и, думается, долгосрочная. Однако за внешне стабильными цифрами совокупных оборотов скрывается, во-первых, региональная неравномерность, а во-вторых, неравноправие ролей в паре Большой Урал — Китай.

Подчеркнем одну методологическую особенность. Для анализа товарных потоков между нашим регионом и Китаем мы пользовались двумя источниками данных: отчетами Росстата и информацией таможни (агрегированными данными по таможенным декларациям). Росстат и таможня имеют разные методики учета показателей, поэтому сведения, например, о внешнеэкономической деятельности того или иного региона, полученные из разных источников, могут различаться в разы. В рамках данной публикации мы не ставили целью разбор причин конкретных противоречий и не пытались «примирить» или «усреднить» показатели. Нам важно проиллюстрировать качественные особенности внешней торговли Урала и Западной Сибири с Китаем, поэтому мы приводим данные от обоих ведомств.

Экспорт

Распределение экспортных и импортных операций с Китаем, которые регистрируются в Урало-Западносибирском регионе, неравномерно по территориям. Основные игроки, определяющие абсолютное большинство объемов экспортируемой продукции в последние два-три года, — Пермский край, Башкортостан и Югра (по Югре как раз наблюдается расхождение данных по источникам). Расклад по продуктам и производителям нехитрый: за Прикамье ответственны Уралкалий и Сильвинит (ныне — объединенный Уралкалий; калийные удобрения), за Югру — Сургутнефтегаз (нефтепродукты). У Башкортостана основных предприятий-экспортеров больше, основное — Уфимское моторостроительное производственное объединение (единственное несырьевое предприятие среди всех фирм-лидеров — производство машин и оборудования). Также из республики в КНР сбывают продукцию ряд химических предприятий — Синтез-Каучук (каучуки и химическая продукция), Уфимский НПЗ (нефтепродукты), Салаватнефтеоргсинтез (нефтехимия), Стерлитамакский нефтехимический завод (нефтехимия).

Отметим, что прежде среди территорий-лидеров по объему экспорта в Китай значилась и Свердловская область. Основной поток обеспечивали черные металлы и изделия, произведенные на Нижнетагильском металлургическом комбинате, однако с кризисных времен это направление начало «пересыхать». Похожая динамика характерна и для Челябинской области (тоже поставки проката и стали, только производства Магнитогорского комбината), но до лидерских объемы экспорта в Китай у южноуральцев никогда не дотягивали.

Описанное определяет сырьевую структуру экспорта Большого Урала в КНР: в 2011 году, по данным таможни, на высокие переделы — машиностроение, пришлось лишь около 10% (спасибо Уфимскому моторостроительному ПО) совокупных поставок. Причем сырьевое преобладание в корзине продаваемых китайцам товаров сложилось давно, изменение последних лет — снижение металлургической составляющей и повышение доли химии и нефтехимии.

Импорт

Структура импортных закупок из Китая также неравномерна. Если верить таможне, то экспортный лидер Пермский край в Китае вообще не закупается; Башкортостан и Югра приобретают китайскую продукцию умеренными объемами. Небольшие, но все же заметные импортеры — Удмуртия и Курганская область, которые экспортом в Китай не занимаются. А абсолютное большинство закупок китайской продукции приходится на Свердловскую (по ней огромное расхождение данных в зависимости от источника информации) и Челябинскую области. (Сказанное не обязательно свидетельствует о неиспользовании китайских товаров в Пермском крае или Башкирии, но отражает особенность отчетности: в Екатеринбурге и Челябинске зарегистрировано значительное количество логистических, транспортно-экспедиционных и оптовых компаний, во многом из-за того, что города являются центрами Свердловской и Южно-Уральской железной дороги.)

Товарная структура китайского импорта по номенклатуре гораздо разнообразней структуры уральского экспорта в КНР: в ней присутствуют промышленное сырье и товары народного потребления всех мастей, сельхозпродукция и проч. Но самое главное — почти половину закупаемых товаров составляет продукция машпрома и обеспечивающих отраслей в категории В2В. Китайскую аппаратуру, оборудование и промышленные «расходники» большими партиями берут, например, уральские подразделения РУСАЛа, ЭНЕЛ ОГК-5 и Сургутнефтегаз. А в последние годы в импортной корзине стал прирастать и машпром типа В2С — китайское автомобилестроение. В результате по степени передела китайские поставки для Урало-Западносибирского региона ощутимо обгоняют уральские поставки в Китай.

Баланс

По данным таможни, в 2011 году уральский импорт китайских товаров в два раза превышал экспорт в КНР; по данным статистики разница меньшая, но отрицательный торговый баланс сохраняется. В 2012 году ситуация в целом по региону «немного исправилась», но исключительно за счет поставок Сургутнефтегаза.

Такой партнер для ориентированного на экспорт Урала нетипичен: в среднем для региона характерно превосходство экспорта над импортом в разы. КНР же для нас не основной «рынок сбыта»: его доля в совокупном экспорте Урало-Западносибирского региона составляет около 2 — 5% (учитывая нефтегазовые поставки тюменских северов). Зато как «поставщик» Китай для Большого Урала критичен — на поставки из Поднебесной в наш регион приходится до четверти объемов импорта.

Интересное наблюдение: по данным таможни, в 2011 году поставки в Китай с территории Урало-Западносибирского региона вели 133 компании, а закупали китайскую продукцию на Большой Урал — 1413 (!) компаний. При этом крупнейшая десятка (если считать Уралкалий и Сильвинит за одну компанию) экспортеров определила 84% совокупного экспорта, а крупнейшая десятка импортеров — лишь 30% совокупного импорта. То есть с Урала в Китай поставляют продукцию в основном единичные сырьевики-монополисты и для крупных промышленных нужд (о немногочисленности уральских экспортеров мы писали совсем недавно, см. «Счетное число», «Э-У» № 17 — 18 от 29.04.13). А китайской продукцией у нас равномерно пользуется широченный спектр потребителей. Китайский импорт на Урал несопоставимо более дифференцирован не только по номенклатуре, но и по потребителям, нежели уральские экспортные поставки в Китай.

Если сгущать краски, то вырисовывается такая картина: Урал и Западная Сибирь поставляют сырье для китайской промышленности; китайцы присылают к нам в регион промпродукцию промежуточных переделов и многочисленные потребительские товары. Более того, номенклатура китайских поставок намного разнообразнее, чем уральских; глубина проникновения и широта охвата китайской продукции на рынке Урала и Западной Сибири кратно больше, чем у уральских производителей в Китае. При этом не стоит забывать, что Китай обладает собственной мощнейшей сырьевой базой и, во-первых, постепенно сокращает сырьевые закупки (это происходит по разным причинам, и в общем не критично для уральских производителей), а во-вторых, что гораздо важнее, является нашим прямым конкурентом на мировых сырьевых рынках. Кроме того, Китай поставляет много машиностроительной продукции как на мировой рынок в целом, так и на урало-западносибирский в частности, и доля этих поставок растет. По общей массе поставок оборудования отечественные производители с Китаем тягаться не могут в принципе, а по отдельным товарным нишам, где могут, конкурировать им все сложнее. Такое партнерство требует очень чуткого развития, иначе рискует обрасти болезненными зависимостями.

Объем импорта китайской продукции на Урал определяют Свердловская и Челябинская области
Регионов-экспортеров в Китай меньше, чем импортеров китайской продукции
Большинство регионов на Урале имеют отрицательный торговый баланс с Китаем
Сырье и материалы составляют четыре пятых экспорта Урала и Западной Сибири в Китай
Пермский край экспортирует в Китай минеральные удобрения
Более половины китайского импорта в регион — машиностроительная продукция
Свердловская область — абсолютный лидер по объему завозимых китайских товаров

Новости партнеров

    «Эксперт Урал»
    №21 (557) 27 мая 2013
    ЖКХ
    Содержание:
    Реклама