Вяжущее завтра

Русский бизнес
Москва, 27.05.2013
«Эксперт Урал» №21 (557)
Модифицированные битумы пока не нашли в России широкого применения. При этом нефтепереработчики готовы осваивать новые технологии и ждут запроса от дорожной отрасли

Фото: Андрей Порубов

В начале апреля в России введены новые предварительные национальные стандарты, регламентирующие производство нефтяных дорожных битумов и методы их испытаний (ПНСТ 1 — 12), разработанные по заказу Росавтодора. Показательных моментов три. Первый — учтены замечания производителей и научных организаций, полученные в ходе публичного обсуждения. Второй — стандарты гармонизированы с зарубежным законодательством. Третий — Росавтодор заявил о тестовом внедрении битумов по ПНСТ 1 на федеральных дорогах в Северо-Западном регионе, а после мониторинга результатов — о распространении практики на всю страну. Для отрасли, пытающейся бороться с устаревшей нормативной базой и технологиями, — событие положительное. Но для битумной промышленности с него все только начинается.

Под дорожной одеждой

Производство битума для дорожного строительства в России, согласно официальной статистике, в 2012 году выросло на 15% и достигло 5,3 млн тонн. В 2011-м объем составлял 4,6 млн тонн — как в докризисном 2008-м. Битумы для дорог достигают 90% производства этого продукта нефтепереработки. Ключевые игроки — «Газпром нефть», ЛУКойл и ТНК-ВР: по оценке информационного центра «Кортес», в 2011 году на их долю приходилось 73% рынка.

По данным Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина (Москва), наша страна занимает второе место в мире по мощностям производства нефтяных битумов (9,8 млн тонн в год). На первом с большим отрывом — США (38,3 миллиона), на третьем — Канада (8,7). Однако при пересчете мощностей на один квадратный км территории мы перемещаемся в аутсайдеры (0,57 тонны). Для сравнения, один из мировых лидеров дорожного строительства, Германия, производит на квадрат 15 тонн.

Основной фактор, влияющий на развитие рынка, — внимание, уделяемое дорожному хозяйству. В 2012 году объем финансирования этой статьи из консолидированного бюджета РФ увеличился на рекордные 40% и приблизился к невиданной ранее цифре — триллион рублей. По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, это позволило превысить контрольные индикаторы, установленные ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010 — 2015 годы». Программой предусмотрено в частности строительство и реконструкция в 2012 году 348 км дорог федерального значения, 485 км — регионального и межмуниципального, получающих федеральное софинансирование. Как сообщил экс-глава ведомства Анатолий Чабунин (работал в Росавтодоре до ноября прошлого года), увеличение расходов позволило отремонтировать на тысячу километров больше, чем в 2011-м.

Учитывая, что финансирование дорожного хозяйства стабильно растет (в кризисный 2009 год оно снижалось всего на 6%), нефтяные компании стали проявлять больше интереса к битумному бизнесу. Как отмечено на конференции «Битум и ПБВ (полимерно-битумные вяжущие. — Ред.): актуальные вопросы 2013», состоявшейся в начале апреля в Санкт-Петербурге, битум стал для них целевым продуктом. Показательны действия «Газпром нефти»: в 2008 году компания выделила производство битумных материалов в отдельный департамент. Как сказал директор коммерческой дирекции Леван Кадагидзе, «изучив динамику спроса и потенциал развития рынка, мы пришли к выводу, что производство битума может быть эффективным и доходным бизнесом».

— Рост рынка происходит органически, постепенно увеличиваются потребности в битумах, соответственно владельцы предприятий принимают решение об увеличении мощностей, а те инвесторы, кто ранее не работал в этой сфере, решают войти в нее. Ее привлекательность связана не только с ростом внутреннего потребления, но и с высоким потенциалом экспорта продукции, главным образом в страны ближнего зарубежья, — отмечает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Анатолий Вакуленко.

Ни «бе», ни ПБВ

Одним из перспективных направлений битумного производства считаются ПБВ — композиционные материалы на основе традиционных битумов с применением полимеров, улучшающих эксплуатационные свойства дорожного покрытия.

— Применение полимерных материалов увеличивает межремонтный срок службы асфальтобетонного покрытия с 3 — 4 лет до 7 — 10, значительно повышая тепло-, водо- и морозостойкость, устойчивость к возникновению трещин и сдвигов. Полимер связывает молекулы, не давая им разрушаться под воздействием внешних неблагоприятных условий. Использование ПБВ приводит к удорожанию строительства дорожного покрытия, но при этом затраты окупаются за 2,5 года эксплуатации, — рассказывают в «Сибуре» (выпускает термоэластопласты, использующиеся в производстве ПБВ).

— Повышенные прямые затраты устройства асфальтобетонных слоев дорожных одежд на основе ПБВ имеют приведенный экономический эффект на перспективный период жизненного цикла, — соглашается начальник отдела НИОКР Уральского филиала ГипродорНИИ Сергей Чудинов. — Повышенная морозостойкость, сопротивляемость усталостным необратимым деформациям, прочность, длительные процессы старения способствуют увеличению межремонтных периодов и обеспечивают снижение затрат на ремонты, эксплуатационные расходы и прочее.

По данным производителей, выпуск ПБВ в России с 2009 по 2012 год вырос в пять раз, примерно с 20 тыс. до 100 тыс. тонн. Сергей Чудинов еще оптимистичнее:

— Объемы производства ПБВ выросли в пять раз за последние три года. Нефтеперерабатывающие компании заинтересованы увеличивать их по запросу дорожной отрасли, убедившейся в эффективности применения ПБВ. Это один из новых перспективных рынков сбыта.

Тем не менее в общем объеме производимого битума доля ПБВ остается крайне низкой: в 2012 году не более 2 — 3%. По использованию улучшенных битумов мы значительно уступаем другим странам. Так, по данным «Сибура», в 2009 году потребление термоэластопластов (ТЭП) на один километр новых дорог в России составляло 1,3 кг. В США — 11,3 кг, в Мексике — 23,7, в Китае — 69 кг. За четыре года ситуация, скорее всего, изменилась в лучшую сторону, но разрыв все равно внушителен.

Нетехнологических причин, препятствующих широкому использованию ПБВ в России, на наш взгляд, три (подробнее см. «Забили на битум»). Первая — цена. Она выше, чем у традиционного битума, что в тендерных процедурах может стать препятствием для подрядчика, планирующего использовать ПБВ. Вторая причина, усугубляющая первую, — устаревшее законодательство.

— К основным нормативно-правовым ограничениям при использовании производимых нами материалов в дорожном строительстве можно отнести несовершенство сметного нормирования, ценообразования и государственной экспертизы проектной документации. Система ценообразования и сметного нормирования инертна и слабо способствует применению новых материалов. При принятии проектных решений о замене технологий, используемых в проекте, на более передовые, соответствующие нормативы нередко отсутствуют, — комментируют в «Сибуре». — Парадокс, но «Сибур» экспортирует значительную часть производимых ТЭП в Европу, где российский материал используется для строительства качественных дорог.

Третья причина — отсутствие централизованной системы мониторинга состояния объектов, построенных с применением новых технологий, и обмена опытом. Сегодня эту функцию выполняют отдельные подрядчики и поставщики материалов, нашедшие понимание в этом вопросе.

Связывая элементы

На наш взгляд, решение перечисленных проблем выглядит реальным уже в ближайшие годы, поскольку заинтересованность в этом проявляют и власти, и производители ПБВ и компонентов для них, и дорожники.

— Ключевая роль в этой ситуации, на мой взгляд, принадлежит заказчикам и подрядчикам. Заказчику необходимо учитывать качественные материалы, которые будут обеспечивать длительную эксплуатацию дорог. Подрядчик, учитывая современные тенденции строительства, также должен быть заинтересован в закладке качественных материалов на начальной стадии, чтобы снизить затраты на ремонты в течение жизненного цикла, — считает Сергей Чудинов.

— «Сибур» как производитель современных полимерных материалов, используемых в производстве ПБВ, совместно с другими участниками рынка и профильными министерствами активно участвует в подготовке программы нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве. За основу взяты стандарты ЕС и США. Ряд документов уже разработан и принят, некоторые планируется принять в течение 2013 — 2015 годов. Программа предусматривает подготовку около 30 документов — технических регламентов, ГОСТов, дорожно-методических документов, — приводят пример совместной работы в «Сибуре».

На одной из отраслевых конференций заместитель руководителя Росавтодора Николай Быстров говорил, что государство готово участвовать не только в актуализации нормативно-правовой базы. К дальнейшим задачам он отнес создание испытательных полигонов и лабораторных центров в федеральных округах, разработку правил определения области применения различных модифицированных вяжущих, сметных норм на материалы на основе органических вяжущих, развитие методов анализа стоимости жизненного цикла дорожных конструкций. Кроме этого, государственная строительная компания «Автодор» с 2013 года начала использовать только улучшенный битум.

Одновременно с этим внести вклад в развитие битумов готовы производители. В частности с прошлого года «Газпром нефть» реализует совместный проект с Total по созданию производства полимер-модифицированных битумов на территории Московского НПЗ. «Роснефть» подписала соглашение с правительством Московской области о возможном строительстве НПЗ, который будет производить не только топливо, но и свыше 500 тыс. тонн модифицированного битума в год. «Сибур» реализует проект строительства нового производства ТЭП в Воронеже. После запуска общая мощность предприятия по выпуску термоэластопластов составит 85 тыс. тонн, из этого можно произвести более 2 млн тонн ПБВ.

Как мы неоднократно писали, в условиях хронического недофинансирования дорожная отрасль нуждается в технологиях, повышающих эффективность расходования имеющихся средств (см., например, «Законная претензия», «Э-У» № 25 от 25.06.12). У ПБВ есть все шансы стать одной из них.

С 2009 года производство битума растет в среднем на 18% в год
В 2012 году расходы на дороги выросли почти на 40%
Дорожный бум ждет Россию в третьем десятилетии

Новости партнеров

    «Эксперт Урал»
    №21 (557) 27 мая 2013
    ЖКХ
    Содержание:
    Реклама