Утром деньги, вечером стулья

В условиях стагнации корпоративного кредитования банки перекинули активность в сегмент микробизнеса, увеличив объемы финансирования и количество продуктов. Банкиры намерены идти дальше и внедрять новые технологии, чтобы зарабатывать на комиссионных доходах от этой группы клиентов

Фото: Андрей Порубов

Аналитический центр «Эксперт-Урал» подвел итоги первой волны ежегодного исследования «Кредитование малого бизнеса на территории Урала и Западной Сибири»: мы проанализировали динамику объемов выдачи кредитов сегменту на основе данных Банка России. На следующем этапе, осенью, сделаем детальный срез качественных параметров по итогам анкетирования ведущих игроков.  

Индивидуально

Статистика Банка России в общем объеме кредитования юридических лиц выделяет кредиты индивидуальным предпринимателям: они учитываются на отдельных счетах и как показатель вполне достоверны. Несколько сложнее фиксировать изменения объемов кредитования юридических лиц, формально относящихся к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ): эти данные отражаются только в отчетности банков перед ЦБ.

Итак, в целом по стране рублевые кредиты малым и средним предприятиям (а этот сегмент в отличие от корпоративного пользуется в основном рублевыми ресурсами) за 2012 год выросли почти так же, как и займы корпоративному сегменту — на 19%. А ссуды ИП — на 33%. По региону Урал и Западная Сибирь общая динамика финансирования МСБ чуть хуже — 11%, в то время как по кредитам ИП, наоборот, — 38%. И этот разброс хорошо демонстрирует наметившееся смещение активности банковского кредитования в сегмент микробизнеса.

На наш взгляд, тенденция обусловлена следующими факторами. К 2008 году российские банки научились анализировать отчетность малых и средних предприятий, отработали технологии. Отношение к форме ведения бизнеса через индивидуальное предпринимательство тогда было несколько настороженным: банки, особенно крупные, не понимали, как можно анализировать бизнес, ведущийся на коленке, без баланса и отчета о прибылях и убытках. В основном это была ниша региональных банков: они работали за счет знания местного рынка.

Кризис 2008 года сильно подкосил индивидуальных предпринимателей: под давлением общей нестабильности и дискриминации со стороны крупных конкурентов многие закрыли бизнес. Однако жизнь показала: именно мелкие торговцы и владельцы небольших сервисов быстрее адаптируются к меняющимся условиям и возвращаются к активной деятельности. Эта категория микробизнеса первой вновь предъявила спрос на ресурсы. Тем более что в сегменте крупного и среднего бизнеса началась стагнация из-за роста стоимости кредитов и снижения деловой активности.

В условиях падения маржи банкам пришлось перестраиваться. Главная технологическая задача — обеспечить скорость принятия решения о выделении денег. Именно этот фактор для микробизнеса часто выступает определяющим: он готов заплатить больше, но получить быстрее. 

Примите пакет

Первым на запрос отреагировал Сбербанк, запустивший «кредитную фабрику» — технологию кредитования микробизнеса, основанную на методах оценки розничного клиента. По мнению менеджеров Уральского банка Сбербанка России, технология доказала эффективность: она характеризуется простотой продуктов и скоростью принятия решения, и это привлекает клиентов. По итогам 2012 года кредитный портфель по малому и микробизнесу Уральского банка Сбербанка России вырос на 24% (с 37,7 до 46,7 млрд рублей), в том числе выдано 6,5 тыс. экспресс-кредитов на сумму 4,8 млрд рублей. А итогам этого года в банке ожидают прироста как минимум на 25%. В результате крупные федеральные банки стали теснить на рынке микрокредитования регионалов. Рост числа игроков обеспечил динамику всего сегмента.

В целом по стране наибольший прирост кредитов ИП показали государственные банки — 54,2%, чуть меньше Сбербанк — 41%, а также частные федеральные банки — 35,7%. Средние региональные банки выросли в этом сегменте только на 12,3%, а собственно уральские без трех крупнейших (УБРиРа, СКБ и Ханты-Мансийского банка) — всего на 8%. Прорыв надо засчитать ВТБ24: на территории только Свердловской области он выдал кредитов малому бизнесу больше в 2,3 раза по объему и в 2,1 раза — по количеству, чем в 2011 году. Это результат выведения на рынок новых продуктов, приближенных к потребностям микробизнеса, в частности займов на небольшие суммы (до 3 млн рублей) с минимальным пакетом документов.

В результате экспансии крупных игроков доля региональных самостоятельных банков начала снижаться. По нашим расчетам, на территории Урала и Западной Сибири доля банков других территорий в сегменте кредитования ИП превысила в прошлом году 80%, в кредитовании МСБ — 75%. Жестче всех борются за свои рынки банки Свердловской, Тюменской, Челябинской областей и Башкортостана: им удается удерживать до трети рынка кредитования малого и микробизнеса.

Регионалы уже не довольствуются знанием местного клиента и индивидуальным обслуживанием и в ответ на технологические новации конкурентов предлагают свои решения. Так, УБРиР разработал новую линейку продуктов, учитывая особенности ведения бизнеса и потребности компаний на разном этапе жизненного цикла. Например, тем, кто только начинает новый бизнес, банк предложил лизинговое финансирование транспортных средств и спецтехники. Поскольку банки в принципе очень осторожно относятся к финансированию стартапов, эта новация позволила УБРиРу привлечь внимание новой группы клиентов.

В Уралприватбанке увидели потенциал в совмещении интересов предпринимателя и розничного клиента: очень часто микробизнес представляет собой семейное дело, где бюджет семьи и бизнеса фактически совпадает. Для такого рода ситуаций в банке ввели продукт «Кредит руководителю»: при оценке рисков используются уже отработанные механизмы розничного кредитования.

Не последнюю роль в росте кредитования микропредприятий сыграла ценовая ситуация. На эту группу клиентов не давил психологический фактор, связанный с ростом стоимости денег в стране. В отличие от крупного и среднего бизнеса, малые и микропредприятия не избалованы лояльностью банковских учреждений, формируемые для них продукты всегда были дорогими, поскольку банки закладывали изначально в них более высокую долю риска. И если для крупных компаний повышение стоимости кредитов даже на процентный пункт оказывалось критично, малый бизнес реагировал спокойней. Да и банки сильно ставки для этого сегмента не поднимали. Средняя ставка по кредитам ИП в 2012 году в РФ составила 14%, за год она выросла всего на 0,4%. В частности на 0,6% ставку поднял Сбербанк, на 1,5% выросла средняя стоимость кредитов у банка «Интеза». 

Когда банки только начали оценивать бизнес по методикам розничных скоринговых моделей, аналитики опасались роста просроченной задолженности. Однако пока эти опасения не оправдываются. Да, у активно кредитующих банков просрочка, безусловно, выше: у государственных по портфелю ИП она составляет 6,4%, у крупных федеральных — 5,6%, у средних и малых региональных — 3,8%. Однако с 2010 года ее доля сокращается по всем группам учреждений.

Выведение на рынок продуктов для микробизнеса позволило банкам привлечь новых клиентов. Естественно, появилось желание увеличить рост доходов не только от кредитования, но и других видов услуг. Некоторые крупные игроки в 2012-м сделали попытки сформировать пакетные предложения по комплексным тарифным планам, и в этом году тенденция получит закрепление. Это позволит банкам существенно увеличить долю комиссионных доходов, а клиентам — сэкономить на банковском обслуживании, например, как утверждают в Райффайзенбанке, экономия по расчетно-кассовому обслуживанию «в пакете» может составить от 25 до 50%. 

Почти все участники нашего исследования оценивают перспективы сегмента оптимистично, закладывая рост в 40 — 50%.   

Динамика кредитов в рублях по регионам в 2012 году

Доля рынка на 1.01.13

Динамика кредитов ИП в рублях по группам банков в 2012 году