Искусство vs политика: история одной утопии

1 июля 2013, 00:00
  Урал

Самыми громкими выставочными проектами фестиваля «Белые ночи» в Перми стали выставки, которые закрыли. В оруэлловской антиутопии Министерство Любви внушало страх. Пермское министерство культуры в начале работы фестиваля превратилось в министерство цензуры

«Потеряв надежду найти что-то в бухгалтерии музея, они отдали работы Слонова на проверку на экстремизм», — написал в твиттере Марат Гельман

«Первой ласточкой» оказалась выставка красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014», на которой символы сочинской Олимпиады были поданы в гротескно-сатирической интонации. Серия рисунков выполнена в стиле позднего «Крокодила»: дух советской политической карикатуры воплощают олимпийские кольца из колючей проволоки, граната с головой матрешки и мухобойки с портретами Путина, Обамы и Горбачева. Экспозицию закрыли по указанию пермских краевых властей из-за того, что она показалась чиновникам оскорбительной по отношению к грядущей Олимпиаде. Серия выставлялась и раньше, но только в Перми стала объектом серьезного давления на культурное сообщество политических кругов. Одним из первых «провокатора и хулигана» Василия Слонова (именно в такой риторике описывается проект) заметил член Совета Федерации Андрей Климов. Этот некогда сочинитель «актуальных материалов сатирической направленности» (данные Википедии) сегодня вооружен девизом «Вороватые коммерсанты, приблатненные властолюбцы и продажные щелкоперы привели к тому, что в обществе образовалась пропасть между теми, кого принято называть народом и властью» (данные официального сайта). Он назвал работы «русофобскими демонстрациями» и сравнил их автора с Геббельсом. К Климову присоединился депутат Госдумы от Пермского края Григорий Куранов. Он обвинил автора в «уничижительном отношении к успеху нашей страны» и в узнаваемых оборотах

30-х годов призвал «разобраться», как пермские чиновники могли допустить организацию «кощунства за бюджетные деньги». Разобрались быстро — на следующий день выставку закрыли.

На этом история громких «закрытий» не закончилась. Авторы невинной экспозиции «Новый Барбизон», художники из Израиля, выразили поддержку Слонову: написали о цензуре в отношении «Welcome! Sochi 2014». На следующий день на дверь помещения повесили замок и приставили охрану.

Сергей Каменный интерпретировал фотографии московских уличных протестов в стиле барокко: «Стиль был призван прославлять могущество власти, знати и церкви, в данном проекте акценты смещены в сторону жертв полицейского произвола». По разнарядке сверху «Российское барокко» закрыли.

Не состоялся проект Артема Лоскутова «Оккупай Пермь», планировавший мастер-классы, лекции и дискуссии об искусстве. Властям не понравились «политизированное» название и настроения новосибирского художника, автора знаменитых «Монстраций».