Модели управления агломерациями: мировой опыт
1. Создание единого муниципального образования (Лос-Анджелес, Торонто, Виннипег, Эдмонтон, Днепропетровск)
Плюсы:
- простая и понятная систему управления;
- один центр принятия решений и ответственности.
Минусы:
- крайне сложно организовать объединение, получить согласие
- населения (объединение городских округов друг с другом и с
- муниципальными районами законом прямо не урегулировано);
- снижение гибкости управления, потеря самостоятельности,
- снижение доступности услуг;
- расползание города, потеря управляемости.
2. Создание надмуниципального образования «второго уровня» при сохранении существующих (Париж, Монпелье, Каракас, Монреаль, Лондон, Стокгольм).
Плюсы:
- гибкая система управления;
- распределение полномочий на основе договора;
- возможность появления агломерационного эффекта;
- сохранение самостоятельности и демократии на местном уровне,
Минусы:
- возможные перекосы в сторону «низовых» муниципалитетов или ядра;
- в России формирование такого органа законодательство не предусматривает.
3. Договорная. Нового органа муниципального управления не создается. Для решения стратегических задач развития агломерации формируются координационные советы и комиссии (Барселона, Мехико и Буэнос-Айрес, Гвадалахара).
Плюсы:
- наиболее гибкая система управления за счет договорного принципа принятия решений;
- может быть реализована в рамках действующего российского законодательства.
Минусы:
- договорные отношения не урегулированы;
- агломерация не является единым субъектом;
- сложности финансирования межмуниципальных проектов и выстраивания модели управления, основанной на равноправии участников агломерации.
4. Управление агломерацией со стороны региональных властей (в чистом виде не встречается).
Минусы:
- закон о местном самоуправлении запрещает региональным властям вмешиваться в муниципальное управление;
- модель ведет к выделению агломерации в отдельный регион (субъект федерации), потому она не будет являться агломерацией как таковой;
- модель обоснована, только если в агломерации живут 80 — 90% жителей региона.
№27 (563)
8 июля 2013 - 14 июля 2013 В номере: Главное Наука и технологии Свердловская область- Времени на раскачку нет
- Правила удержания
- Нужны кардинальные перемены
- Борьба за право
- От эффекта к эффективности