Остановка по требованию

Общество
Москва, 09.09.2013
«Эксперт Урал» №36 (569)
Низкий уровень инвестиционной активности бизнеса негативно отражается на состоянии лизинговой отрасли, участники рынка прогнозируют существенное замедление темпов роста

Фото: Андрей Порубов

Рынок лизинга в стране продолжает сжиматься. По предварительным результатам «Эксперт РА», объем нового бизнеса за первое полугодие 2013 года по отношению к аналогичному периоду 2012-го сократился на 18%.

Уральский рынок лизинга между тем пока продолжает расширяться. Об этом говорят результаты исследования, проведенного аналитическим центром «Эксперт-Урал» по итогам шести месяцев 2013 года. С января по июль объем нового бизнеса участников рейтинга увеличился на 35% по отношению к аналогичному периоду 2012 года до 31 млрд рублей. У некоторых игроков темпы еще выше: так, филиал компании CARCADE Лизинг на Урале увеличил объемы бизнеса на 46%, филиал «Халык-лизинг» — в два раза, а компания «Экспо-Лизинг» — аж в 4,5 раза. Напомним, в целом по итогам 2012 года объем нового бизнеса на Урале вырос на 25% (см. «Стойкие оловянные солдатики», «Э-У» № 15 от 15.04.2013). Текущий портфель лизингодателей увеличился на 46% по сравнению с первым полугодием 2012 года и по состоянию на 1 июля этого года составил 69 млрд рублей.

Автодвигатель  

Понижательный российский тренд обусловлен продолжающимся падением активности в сегменте ж/д техники, много лет игравшем роль драйвера рынка. Именно эти сделки составляют основную долю в структуре нового бизнеса крупных лизинговых операторов, что и влияет на общестрановую статистику.

На территории Урала и Западной Сибири первое место в общем объеме продаж услуг лизинга традиционно удерживают другие сегменты. Прежде всего  автотранспорт: его доля около 40% в общем объеме нового бизнеса участников рейтинга. Объем рынка автолизинга продолжает расти, хотя динамика падает. Причина — снижение покупательной активности. По информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по июль 2013 года продажи новых легковых автомобилей и легкой коммерческой техники упали на 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. На территории десяти субъектов Большого Урала за первую половину года зарегистрирована 221 тыс. новых автомобилей, падение, по данным «Автостата», 7,8% (см. «Кредит, подтолкни», «Э-У» № 35 от 02.09.2013). Правда, и здесь тенденции неоднородны. По словам генерального директора «Ураллизинга» Андрея Истомина, сильный спад продаж наблюдается в массовом сегменте легковых автомобилей, тогда как премиум набирает обороты. «На новые модели мы видим большой спрос и даже очереди, например, автомобили Range Rover Sport и Range Rover Evoque стоимостью от 4 млн рублей сразу завоевали огромную популярность, их раскупают еще до того, как они попадают в салоны. Кроме того, на объемы нашего бизнеса влияют и усилия самих дилеров. Например, Toyota, Lexus начали создавать специальные корпоративные программы с лизинговыми компаниями для увеличения продаж». Генеральный директор CARCADE Лизинг Алексей Смирнов также отмечает, что на Урале особым спросом пользуются авто премиум-сегмента, в то время как в бюджетном наблюдается снижение спроса. 

На втором месте в структуре сделок нового бизнеса на Урале традиционно стоят оборудование и спецтехника. Спрос на них есть, причем, как отмечают участники рынка, в основном со стороны малого и среднего бизнеса (МСБ).

Роль МСБ вообще растет. По словам заместителя директора компании «Чел­ИндЛизинг» Артема Мякшуна, если раньше сделки по его инициативе составляли половину нового бизнеса лизингодателей, то сейчас за счет этого сегмента заключается около 90% всех новых сделок.

Тормозим

Что дальше? Ситуация на рынке лизинга говорит прежде всего о стагнации и снижении инвестиционной активности в промышленном секторе. «Если экономическая ситуация в стране не изменится, рынок будет расти крайне незначительно, — полагает начальник управления по работе с клиентами компании “Экспо-лизинг” Андрей Контелин. — Стабилен будет спрос на оборудование и недвижимость, спрос на лизинг грузовой и спецтехники — соизмерим со спросом 2012 года. Явных драйверов, на мой взгляд, не видно».

Уральский лизинговый рынок до конца года вырастет максимум на 5%, в основном за счет строительной и дорожно-строительной техники, прогнозирует Артем Мякшун. Солидарен с коллегой и директор по Уральскому региону «Халык-Лизинга» Дмитрий Митронин: он также не ждет роста более 5%, и «если что и будет пользоваться повышенным спросом, так это спецтехника». Генеральный директор «Эксперт-Лизинг» Екатерина Плинокос прогнозирует снижение темпов роста во втором полугодии до 10 — 15%: «На мой взгляд, стабилизируется рост железнодорожного сектора и строительной техники, они будут драйверами, относительный спад можно увидеть на рынке грузоперевозок, также явно прослеживается стагнация на рынке продаж легкового и грузового автотранспорта». 

Лидеры по пяти ведущим сегментам лизинга в I полугодии 2013 года

Рейтинг лизинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам I полугодия 2013 года

Лидирующим типом имущества, передаваемым в лизинг, по-прежнему является грузовой и легковой автотранспорт
Основной источник финансирования лизинговой деятельности — банковские займы

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №36 (569) 9 сентября 2013
    Проект «Развитие города»: будущее Перми
    Содержание:
    Город с большой буквы «П»

    Пермский генплан, державшийся на политической воле бывшего губернатора Прикамья и его соратников, ждут изменения. Главное — не впасть в очередную крайность и не начать навязывать городскому сообществу новую идеологию

    Реклама