Кластерная политика становится все более значительным инструментом господдержки экономики. Однако в стране до сих пор нет общего понимания кластера. Мы предлагаем подход к формализации

«Эксперт-Урал» продолжает дискуссию о кластерах в отечественной экономике и возможностях государственной кластерной политики. Как ни странно, большинство споров (международных в том числе) по-прежнему сводятся к вопросу о том, что мы собственно понимаем под кластером. Вопрос не тривиальный: исследуемый объект сложен, разные его виды сильно отличаются друг от друга, загнать его в жесткую понятийную сеть четкой логики не удается. Хорошо ученым: в фундаментальных исследованиях возможны разные подходы, главное, чтоб каждый был обоснован. А как быть чиновникам при организации госполитики, где определение должно быть четко прописано в законодательстве? В рамках этой публикации мы предлагаем рассмотреть авторский подход к формализации кластерных образований.

Необходимость формализации

Экономические исследования, проведенные в 1991 — 1996 годах, позволили Майклу Портеру разработать теорию конкурентоспособности регионов, она оказала значительное влияние на практику научного анализа, а также на выработку принципов государственной экономической политики. Многочисленные исследования конкурентоспособности регионов были проведены в различных странах, использовались при разработке стратегий развития отраслей и территорий. Значение теории конкурентоспособности регионов важно, потому что позволяет переосмыслить парадигму экономической теории в целом, понять новые движущие силы экономического развития. Вместе с тем многие моменты теории конкурентоспособности регионов не нашли должного структурирования и упорядочения, что мешает ее практическому применению. В первую очередь это касается наиболее важной составляющей — исследования кластеров.

Портер одним из первых применил технический термин «кластер» к экономическим процессам. (Подчеркнем также приоритет советской экономической науки: при аналогичных исследованиях в свое время была разработана теория территориально-производственных комплексов.) Дав четкое определение кластеров как группы взаимосвязанных предприятий в пределах определенной территории, далее он перешел к качественному теоретическому анализу, например, определениям границ кластера (локализации), факторов конкурентоспособности, инноваций, роли правительства, социальным аспектам в кластере и т.д. При этом не применялись методы количественного анализа с использованием статистического материала, не было оценки количества занятых в кластере, уровня заработной платы, налоговых отчислений в территориальный бюджет, вклада кластера в валовой региональный продукт. Это не позволяет провести количественную оценку вклада кластера в развитие территории и определить важность или, наоборот, незначительность кластера в целях формирования мер государственной поддержки. Необходимо разработать структурную модель кластера, в которой можно использовать экономико-математические модели, а также статистические данные для конкретных экономических оценок.

В исследованиях Майкла Портера приводятся схематические диаграммы кластеров по отраслевой цепочке или территориальной близости. В отличие от используемых им моделей движущих сил конкуренции в отрасли или детерминант конкурентных преимуществ страны, схематичные диаграммы кластеров не структурированы, не выделены элементы, нет функционального разделения и определения их места (роли). Соответственно, в многочисленных современных исследованиях данный пробел в теории многократно воспроизводится, а анализ кластера часто ограничивается словесным качественным описанием отдельных предприятий и их взаимосвязей, либо структура кластера изображается хаотично, что не позволяет в дальнейшем анализировать кластер с использованием статистических данных.

Например, в 77% утвержденных стратегий социально-экономического развития различных регионов Российской Федерации присутствуют понятия «кластер», «кластерная политика», «кластерные исследования», в 45% документов есть отдельные разделы кластеров отраслей. Но при этом анализ носит описательный характер, нет подтверждения тенденций статистическими данными или другим цифровым материалом, соответственно, отсутствуют конкретные мероприятия по государственной поддержке развития важнейших для территории кластеров.

Разработка структурированной модели кластера представляется сегодня актуальной: ее отсутствие существенно тормозит практические исследования экономик регионов в части выработки государственной экономической политики развития территорий. При этом необходимо соблюдать преемственность общих положений теории конкурентоспособности Майкла Портера.

В качестве методической основы для разработки модели кластера мы предлагаем использовать модель движущих сил конкуренции в отрасли по Портеру. В ней выделены основные конкурирующие предприятия, их поставщики, потребители. В соответствии с теоретическими положениями кластерных исследований необходимо также учесть в экономической модели влияние правительства, финансовой инфраструктуры, отраслевых регуляторов и ассоциаций.

Типовая модель и перспективы применения

В 2004 — 2007 годах в результате проведения конкретных экономических исследований кластеров в различных регионах России нами разработана и апробирована типовая модель кластера (см. схему). Применение ее идентично практически во всех отраслях. Она позволяет использовать статические данные для оценки размеров кластера по социально-экономическим показателям и расчета его вклада в развитие региона по критериям эффективности. Кроме того, использование статданных за определенный период создает возможность оценки развития кластера в динамике: падения или роста конкурентоспособности предприятий, эффективности поддержки инвестиционных проектов по созданию местного производителя для замены внешнего поставщика и т.д.

Для совокупной оценки кластера необходимо провести аналогичную оценку социально-экономических показателей местных поставщиков, оценить их значимость. При анализе спроса на продукцию кластера — рассмотреть долю местных потребителей, сколько процентов объема продукции идет на вывоз за пределы региона. Отдельно выяснить, проводится ли анализ с точки зрения региональной экономики, является ли кластер «ввозящим денежные средства». Необходимо дать оценку добавочной стоимости, формируемой в рамках кластера, проанализировать объем закупаемого сырья и материала («вывоз денежных средств»). В рамках административной поддержки необходимо разработать мероприятия по увеличению вывоза (экспорта) продукции кластера, а также по углублению специализации. Как пример, нужно рассматривать инвестиционные проекты по углублению отраслевого передела в кластере.

Государственная политика в данном случае будет заключаться в административной поддержке выстраивания взаимоотношений местных и потенциальных партнеров. У Портера это обозначено как «влияние правительства на совершенствование кластера <…> — повышение уровня местного спроса на продажу и услуги, поставляемые кластером». Также Портер неоднократно делает акцент на «пристальном внимании к межличностным отношениям <…> Многие обеспеченные кластерами преимущества вытекают из личных контактов, облегчающих установление связей, из открытого общения и доверительных отношений». Портер подчеркивает важность правительства и организаций по сотрудничеству в установлении кооперационных связей в кластере для замены «чужих» поставщиков на местных.

Для прогнозирования развития кластера предлагаемый подход позволяет использовать разные экономическо-математические модели (например балансовые матричные, которые показывают объемы поставок одной отрасли для другой, т.е. взаимосвязи местных предприятий), а также математические методы, включая теорию нечетких множеств.                                       

Блок 1 — ядро (корневой бизнес). Все предприятия отрасли, локализованные на территории, сгруппированные по видам основной продукции или по подотраслям. Дается оценка вклада предприятий в экономику территории — общее количество предприятий, объем отгруженной продукции, численность занятых, оценка налогов как экономического вклада в региональный бюджет.

Блок 2 — поставщики предприятий кластера. Разделены на местные компании и предприятия из других регионов. При этом проводится оценка влияния поставщиков из других регионов и анализ возможности развития собственных поставщиков, т.е. наращивания охвата кластера. Поставщики также группируются по видам поставок.

Блок 3 — потребители предприятий кластера. Сегменты — внутреннее потребление, межрегиональные поставки, экспорт, что позволяет напрямую оценить экспорт кластера как основной критерий эффективности и разработать меры государственной поддержки исходя из возможности наращивания экспортных поставок.

Блок 4 — поддерживающая инфраструктура. Включает промышленные и общественные ассоциации, административную поддержку, финансовые, складские и транспортные услуги.

В типовую модель включены элементы, формально не входящие в структуру кластера, — внешние поставщики и вывоз за пределы региона. Такое расширение необходимо для анализа экономической целесообразности замены внешних поставщиков на местных или углубления цепочки переработки для изменения структуры экспорта продукции кластера.          

Структурные элементы кластера

Новости партнеров

    «Эксперт Урал»
    №38 (571) 23 сентября 2013
    Пенсионная система
    Содержание:
    Ожидая развязки

    В условиях неизбежного сокращения обязательного пенсионного страхования НПФ готовятся возродить добровольные пенсии. Для этого им придется прекратить недобросовестную конкуренцию в регионах, создать продукты для разных категорией клиентов и приспособиться к новым правилам жесткого регулирования

    Реклама