Автогражданка требует

Ирина Перечнева
30 сентября 2013, 00:00
  Урал

Пришло время менять политику в части установления тарифов по ОСАГО, считает директор Екатеринбургского филиала ОАО ГСК «Югория» Александр Сартаков

Александр Сартаков

— В 2012 — 2013 годах на страховом рынке появилось два новых обязательных вида страхования — ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) и ответственности перевозчиков. Как вы оцениваете динамику взносов?

— Появление новых видов страхования всегда стимулирует рынок. Обязательные виды зачастую вызывают рост премий по смежным. Так было с ОСАГО: после его появления каско стало массовым. Именно через этот путь в обществе приходит осознание важности страхового механизма защиты жизни и здоровья граждан, их имущества.

Конечно, эффекты от введения обязательного страхования ОПО и ответственности перевозчиков необходимо рассматривать по отдельности. По этим видам совершенно разная статистика убытков. По ОС ОПО за 2012 год урегулировано страховых событий на 144 млн рублей и заявлено на 130 млн рублей. Это очень небольшие величины. По страхованию обязательной ответственности перевозчиков, даже еще не имея полной картины, можно утверждать, что суммы будут в несколько раз выше. Здесь события происходят чаще, но они не несут потенциально миллиардных убытков, в то время как в страховании ОПО миллиардные убытки очень даже возможны.

— В конце октября ожидаются парламентские слушания по проекту закона об ОСАГО в части повышения страховых сумм и тарифов. Как вы оцениваете этот законопроект, какой уровень выплат и тарифов, на ваш взгляд, оптимален?   

— Все страховое сообщество надеется на разумное изменение законодательства. В 2012 году мы все получили фактически новые условия страхования ОСАГО (и каско), по решению пленума Верховного суда РФ действие закона о защите прав потребителей было распространено на страховой рынок. Штрафы стали столь значительны, что заставили в корне менять политику страховых компаний, поскольку появилась угроза стать жертвой так называемого «потребительского экстремизма». Так, некоторые клиенты в надежде получить дополнительно к страховой выплате штраф и неустойку начали намеренно лишать страховщика возможности выполнить свои обязательства (например, не приходят за получением денег в кассу, но подают в суд на то, что компания якобы не выполнила обязательства). Это привело к увеличению расходов страховых компаний за счет судебных издержек. Разумеется, все это приходится закладывать в тарифы. Поэтому потребность в повышении ставок сформировалась. Но есть очень большая вероятность того, что тарифы оставят такими как есть, новации Верховного суда узаконят, а лимиты ответственности увеличат. В этом случае полис ОСАГО станет дороже. Уже сегодня ряд компаний продают полисы только «с нагрузкой» — условием купить еще какой-то страховой продукт. Тем самым страховщики стремятся повысить свои доходы. В будущем это может стать распространенной практикой, если правительство и депутаты не прислушаются к аргументам страховщиков. Думаю, при введении неограниченного лимита ответственности по ОСАГО было бы верным увеличение тарифа на 50%. Если это будет происходить постепенно, то и тарифы должны меняться пошагово.