На фабрике людей

Экономика и финансы
Москва, 28.10.2013
«Эксперт Урал» №43 (576)
Идеальная производственная площадка, моделирующая работу цеха, колл-центра или офиса, позволит проводить обучение в условиях, максимально приближенных к «боевым», рассказывает партнер McKinsey & Company Анатолий Ермолов

В Екатеринбурге запускается уникальный, не имеющий аналогов на постсоветском пространстве образовательный проект — образцовая фабрика бережливого производства (model factory), моделирующая реальные бизнес-процессы. Организаторы — международная консалтинговая компания McKinsey, группа «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и Уральский федеральный университет. Общий объем инвестиций — около 5 млн долларов. По словам партнера McKinsey & Company Анатолия Ермолова, деятельность образовательного центра, позволяющая на практике отработать разные способы повышения эффективности бизнеса, будет налажена в течение года.

Воспитание изменений

— Анатолий, что представляет собой «образцовая фабрика бережливого производства»?

— Это центр обучения современным методам управления в производственных условиях. Инновационность подхода состоит в том, что в специально спроектированных и построенных для целей обу­чения цехах можно гибко изменять и настраивать производственный процесс, постепенно повышая эффективность моделируемого производства. Таким образом, обучающиеся могут совместно с преподавателями учебного центра реализовать улучшения на практике, тем самым получая опыт применения методов бережливого производства.

Такие уроки весьма востребованы. Причем и в масштабе страны — на фоне постоянных дискуссий о повышении производительности, и на уровне конкретного предприятия — часто руководители не просто хотят изменить свои компании к лучшему, им требуется, чтобы изменения были устойчивы, чтобы была создана именно система улучшений, чтобы привычка меняться закрепилась в сознании людей. Нужно, чтобы сотрудники были вовлечены в процесс изменений вместе с руководителями, тогда после успешных пилотных проектов процессы продолжают работать.

— Как организовано обучение?

— В рамках образцовой фабрики будет создано пять учебных модулей: механическая обработка, сборка (эти два модуля особенно актуальны для сотрудников и руководителей производственных предприятий), обслуживание клиентов в банковском отделении, работа в типичном офисе и колл-центр. То есть все модули можно разделить на две группы — производственные и те, что имитируют бизнес-процессы в офисных помещениях. Одновременно на фабрике смогут обучаться две группы — одна в производственном блоке, вторая — в офисном.

То, что происходит на образцовой фаб­рике, — это не образование в классическом понимании этого слова. Здесь что-то среднее между краткосрочным обучением и воспитанием нового отношения к самому процессу работы. Для авторов методики основная задача — не только показать, как делать, но и убедить, что всегда можно найти способ улучшить тот или иной процесс.

Приведу один очень простой, но показательный пример, который не в полной мере отражает содержание обучения, однако отлично передает образовательную концепцию фабрики. Он позволит проиллюстрировать эффект, которого мы хотим добиться.

Анатолий Ермолов: «Этот проект — не столько обучение, сколько воспитание привычки постоянно совершенствовать процесс» 044_expert-ural_43_2.jpg
Анатолий Ермолов: «Этот проект — не столько обучение, сколько воспитание привычки постоянно совершенствовать процесс»

Представьте себе следующее упражнение. Несколько групп инженеров получают по конструктивному блоку, который выглядит как небольшой чемоданчик. Они открывают эти чемоданчики и видят, что внутри — закрепленная определенным образом в тисках шайба. Их задача путем перенастройки держателя заменить эту шайбу на шайбу другого размера и цвета, которая также есть в комплекте. На старте у каждой группы спрашивают, за какое время они сумеют поменять шайбу. Срок, первоначально называемый участниками, — 10 минут. У игры есть ведущий, который поддерживает работу в группах и создает соревновательную атмосферу.

Постепенно специалисты сами себе задают все более амбициозную планку, сокращая время выполнения операций. Причем по ходу дела они решают далеко не только технические, но и организационные вопросы. Например, поначалу им не хватает деталей, и кто-то идет на склад; склад по условиям игры оказывается закрыт; наконец со второго раза детали со склада выдают — но не те, и все в таком духе… В результате многократной оптимизации лучшие группы доходят до времени замены шайбы в полторы-две минуты. И вот, когда после двух-трех часов стараний кажется, что предел достигнут, инструктор показывает, как при наличии всех инструментов выполнить это упражнение за одну секунду. После такого резкого скачка — с десяти минут до секунды — все разговоры про невозможность улучшить какой-либо процесс отпадают сами собой. Это не технический тренинг, а изменение подхода к работе.

Этот принцип — основа работы фабрики. Образовательный проект заставляет учащихся посмотреть на различные бизнес-процессы со стороны, многократно про­анализировать последовательность их выполнения. И только тогда понять, что можно в них улучшить. На фабрике у обучаемых должен закрепляться навык именно внедрения изменений. Мы работаем не ради единичных озарений, а ради формирования потребности в улучшениях и создании системы.

— И по каким критериям вы оцениваете общую эффективность такого вида обучения?

— Прежде всего, по нашим данным, такой метод обучения обеспечивает максимальную степень усвоения материала. Международный опыт образцовых фабрик говорит о том, что доля воспроизводимого материала через три месяца превышает 60%. А при обучении в формате аудиторных теоретических занятий она падает до 10%.

Фабрика позволяет обеспечить главное — она формирует устойчивые навыки повышения производительности и успешной модернизации любой бизнес-системы у тех, кто отвечает за управление и организацию в этой системе. Мы не обучаем инженерному или банковскому делу — мы даем людям возможность на собственном опыте убедиться в том, что можно совершенствовать профессиональные навыки и делать свою работу еще лучше.

Чтобы не «изобретать велосипед», на уральской земле используют близкий к местным реалиям опыт немецкой «образцовой фабрики» 046_expert-ural_43_1.jpg
Чтобы не «изобретать велосипед», на уральской земле используют близкий к местным реалиям опыт немецкой «образцовой фабрики»

— Есть ли примеры использования этой технологии?

— Это инновационный формат обучения, авторская разработка McKinsey. Проект, который сейчас запускается в Екатеринбурге, — далеко не первое подобное наше начинание. Предыдущие проекты в других странах осуществлялись в партнерстве с лидерами мирового бизнеса — ABN AMRO, Bosch, Petrofac, а также с авторитетными международными и национальными организациями и университетами, такими как Европейский фонд регионального развития, Промышленная ассоциация Италии, Мюнхенский технический университет.

Новое за десять дней

— Из кого планируете формировать учебные группы?

— Аудитория фабрики — это широкий круг людей, в чьи обязанности входит решение организационных задач: высший менеджмент коммерческих компаний, руководители среднего звена, мастера цехов, государственные служащие всех рангов. Я не исключаю, что некоторые компании могут направить на фабрику группы высококвалифицированных рабочих: есть участки производства, где им приходится выполнять функции мастеров.

— Сколько времени длится обучение?

— Есть несколько вариантов продолжительности курсов в зависимости от управленческого уровня обучаемых и их бизнес-задач — от одного до десяти полных учебных дней.

 046_expert-ural_43_2.jpg

— Кто будет преподавать по этой методике? Будет ли еще какой-то персонал?

— На старте проекта профессиональных инструкторов-преподавателей должно быть как минимум двое, а для полноценной работы всей фабрики их потребуется трое-четверо. Мы как инициатор проекта отдаем предпочтение людям с техническим образованием и педагогическими навыками. Открытый отбор пройдет в ноябре этого года, а затем начнется обучение кандидатов, которое займет два-три месяца. Лучше отодвинуть сроки запуска проекта, чем привлечь людей, не обладающих нужными навыками.

Кроме того, мы будем периодически привлекать группы «актеров» для демонстрации работы в двух производственных модулях. Их задача — на практике показывать учащимся правильные и неправильные модели поведения. «Актеры» будут набираться из числа студентов УрФУ, и для них это будет оплачиваемая временная работа.

На всех хватит

— Модель применима к любой отрасли?

— В Екатеринбурге мы запускаем универсальную фабрику с несколькими разноплановыми модулями, используя опыт образцовой фабрики в немецком Дармштадте, наиболее близкой к нашим задачам. Но уже существует и практика создания полностью специализированных фабрик: например, в Сингапуре у нас стоит образцовый нефтеперерабатывающий завод, в Южной Африке сейчас реализуется проект создания образцовой шахты, в США — модель непрерывного производства на примере чайной фабрики. Возможностями таких моделей могут заинтересоваться химические и металлургические предприятия, у которых существует потребность в отработке бизнес-процессов непрерывного производства.

— Будет ли конкурентоспособна такая фабрика на Урале? Что говорит ваш опыт работы на местном рынке?

— Конкурентоспособность для всего бизнеса на пространстве СНГ очевидна. Сейчас, пока фабрика в столице Урала не заработала, мы направляем наших клиентов на подобные фабрики за рубеж. А это, безусловно, предполагает значительные затраты: инвестиции в преодоление языкового барьера, дополнительные расходы на перелеты и проживание.

— Есть ли конкретные компании, выразвшие готовность обучаться на фабрике?

— Я не вправе их назвать, но могу сказать, что это несколько крупных горнодобывающих и металлургических компаний, машиностроительных предприятий и банков.

— Как закреплены обязательства и права партнеров в проекте?

— Проект реализуется на условиях равноправного сотрудничества между ОМЗ, McKinsey и УрФУ: ОМЗ предоставляет оборудование и капитал для подготовки помещений, McKinsey — интеллектуальную собственность и команду консультантов для запуска проекта, УрФУ — площадь, персонал и расходные материалы для работы фабрики, то есть обслуживает саму фабрику как образовательный объект.

Результат, который получит каждая из сторон, — это квоты в днях на пользование фабрикой. ОМЗ и вся группа Газпромбанка, в которую входит этот завод, рассчитывают использовать площадку для обучения своего персонала, Уральский федеральный университет часть времени (от 30 до 50% своей квоты) выделит для обучения студентов и аспирантов. Не стоит путать их с «актерами», здесь речь идет именно о том, что студенты будут выступать в качестве полноценных обучаемых. Оставшуюся часть времени университет, скорее всего, будет использовать так же, как и мы, — предоставляя сторонним организациям право на использование площадки для обучения на возмездной основе.

— Каким образом планируется урегулировать потенциальный конфликт интересов, когда одну и ту же услугу в рамках фабрики будут предлагать рынку два равноправных продавца — McKinsey и УрФУ? К кому будут обращаться местные компании с целью организации обучения?

— Во-первых, будет четко закреплена единая ценовая политика, которая позволит исключить конкуренцию. Во-вторых, сейчас разрабатывается алгоритм согласования условий работы с отдельными категориями клиентов или даже с конкретными компаниями.

Это вполне типичная модель развития подобного проекта — в других странах McKinsey, как правило, также создает фабрики в сотрудничестве с отраслевым партнером и университетом.

— И когда фабрика заработает?

— Сроки зависят от того, какое решение примут партнеры: строить для фабрики новое здание или арендовать уже готовое. Сейчас мы это обсуждаем. При благоприятном стечении обстоятельств все работы завершатся к маю 2014 года, но в любом случае мы стартуем не позднее четвертого квартала следующего года. То есть срок, на который мы ориентируемся, составляет от полугода до года.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №43 (576) 28 октября 2013
    Реформа высшего образования
    Содержание:
    Миноброво ложе

    Государство пытается регулировать качество высшего образования, сокращая вузы. Эффективных и неэффективных отделять намерены по неким критериям, в объективности которых научное сообщество сомневается

    Реклама