В одном пакете

Ирина Перечнева
4 ноября 2013, 00:00
  Урал

Кредитование малого и среднего бизнеса необходимо развивать в комплексе со всем банковским сервисом: это значительно удешевляет стоимость услуг для клиента, убежден директор РЦ «Уральский» ЗАО «Райффайзенбанк» Виталий Милованов

Виталий Милованов

— В первом полугодии этого года темпы кредитования малого и среднего бизнеса в стране начали снижаться. С чем вы связываете этот тренд? Насколько он совпадает с динамикой портфеля Райффайзенбанка, в том числе Уральского центра?

— Действительно, по итогам трех кварталов 2013 года темпы роста кредитного портфеля МСБ на российском рынке замедлились по сравнению с предыдущим годом. Это напрямую связано с замедлением экономики. К тому же часть спроса переключили на себя лизинговые компании, а часть потребностей предпринимателей банки удовлетворили через выдачу займов, которые клиенты берут для развития бизнеса в рамках программ потребительского кредитования. В этих условиях все больше банков делают акцент на удержание имеющихся клиентов за счет комплексных тарифов и внедрения технологий кредитных фабрик. Как известно, эти технологии ускоряют процесс выдачи кредитов, однако делают кредитование более краткосрочным. Вместе с тем темп прироста кредитного портфеля для малого бизнеса Райффайзенбанка по итогам девяти месяцев 2013 года по-прежнему превышает 30%, а на территории Урала — 90%. Это связано с активным запуском новых продуктов в сегменте МСБ, а также с эффектом низкой базы. 

— Какова практика формирования продуктовой линейки банков в сфере МСБ? Какой стратегии придерживается Райффайзенбанк?

— Как правило, компании малого и микробизнеса выбирают для обслуживания один банк. Соответственно, заинтересованы не только в расчетно-кассовом обслуживании (РКО) и кредитах, но и в других продуктах, таких как депозиты, эквайринг, зарплатные проекты.

Оплата услуг РКО (комиссии за ведение счета, обслуживание системы банк — клиент, переводы платежных поручений, внесение и снятие наличных) — вот основные статьи расходов на банковское обслуживание для компаний малого и микробизнеса. Для оптимизации этих расходов банки разрабатывают пакетные предложения для клиентов — набор продуктов и услуг за фиксированную плату. При использовании такого подхода клиент может значительно сэкономить на банковском сервисе.

Используют банковские кредиты в среднем не более 15% клиентов, относящихся к малому бизнесу. Финансирование сегмента в целом по системе не поставлено «на поток». Клиентов в первую очередь интересует доступность денежных средств, простота процедур и скорость принятия решения. И банковские специалисты продолжают работать в этом направлении. Банки идут навстречу: при финансовом анализе учитывают не только официальные данные компании, но и управленческую отчетность; применяют упрощенные скоринговые модели, предлагают беззалоговые кредиты со сроком рассмотрения заявки один-два дня.

Например, наш банк предлагает четыре вида пакетных тарифных планов РКО. Здесь сочетается все необходимое — и удобство, и невысокая фиксированная цена. Предприниматель выбирает наиболее подходящий особенностям его бизнеса пакет и заранее может планировать и бюджетировать расходы на РКО. За абонентскую плату (от 550 рублей в месяц), которая по некоторым пакетам даже ниже стоимости услуги ведения счета, клиент получает набор услуг — открытие и ведение неограниченного количества расчетных счетов, бесплатное подключение и обслуживание системы дистанционного банковского обслуживания (интернет-банк — клиент), лимит по бесплатным рублевым переводам. В рамках пакетов мы предлагаем услуги торгового эквайринга — уникальный продукт на рынке. Кроме того, в пакет включены скидки собственникам и руководителям бизнеса на услуги для частных клиентов.