Что карты говорят

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
25 ноября 2013, 00:00   Урал

Рост просроченной задолженности, негативные ожидания в обществе и давление регулятора на банковский сектор вынуждают банкиров тормозить потребительское кредитование

Фото: Андрей Порубов

Аналитический центр «Эксперт-Урал» подвел итоги девяти месяцев этого года в банковском секторе.

Потребкредитотлуп

Статистика свидетельствует о продолжающемся снижении темпов кредитования и корпоративного сектора, и малого бизнеса. Год назад кредиты предприятиям за аналогичный период выросли на 13,7%, сейчас — только на 9%, ссуды индивидуальным предпринимателям — на 24,8% и 13% соответственно. Правда, в разрезе отдельных групп банков ситуация разнится. Так, снизил активность один из основных кредиторов экономики — Сбербанк: его портфель за девять месяцев увеличился всего на 3%. В то же время госбанки, на которые приходится львиная доля кредитов корпоративному сектору, наоборот, показали темпы выше среднего — 15%. Банки Урала также ведут активную кредитную политику, их портфель вырос на 19%, однако доля этих игроков на рынке корпоративного кредитования чрезвычайно мала. 

В сегменте розничного кредитования мы видим смену тренда: после двух лет подъ­ема динамика начала падать. Год назад мы фиксировали: потребительские кредиты в целом по системе выросли на 33,4%, сейчас — на 21,6%. Рост просроченной задолженности, негативные ожидания в обществе и давление регулятора вынуждают банки тормозить. Особенно это стало заметно с началом осени: если в июле и августе прирост портфелей составил 2,5% в месяц, то в сентябре уже 1,5%, в октябре — 1,7%. Увеличивается и число игроков, сокращающих объемы розничного кредитования: если в июле и августе таких было 65 и 62 соответственно (из списка 200 крупнейших), то в сентябре на снижение пошли 82, в октябре — 84 организации.

Уменьшение объема портфеля вкупе с продолжающимся ухудшением качества обслуживания давят на просрочку — средний ее уровень по потребительским кредитам вырос с 3,7% до 4,2%. Впрочем, этот показатель реальной картины не отражает: в бухгалтерской отчетности показана только та часть кредита, срок выплаты которой уже наступил. По нашей оценке, исходя из оборотов по счетам, среднемесячно около 9,5% потребительских кредитов в стране находятся в зоне риска в части своевременного обслуживания.

Одна из причин плохого качества обслуживания — высокая стоимость кредитов. По крайней мере, статистика четко показывает связь между процентной ставкой и размером просрочки. Банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании, то есть с долей розничных кредитов в активах свыше 40% (таких по стране 35), имеют среднюю ставку по розничным кредитам 23,5%, в то время как у универсальных банков она 16,5%. Но при этом и просрочка розничных игроков почти в два раза выше, чем универсальных: 6,7% против 3,2%.

Формально среди самостоятельных банков региона монолайнеров в чистом виде нет, все региональные банки оказывают полный спектр услуг. Однако мы считаем специализированными банки с портфелем розницы в 50%, то есть имеем 19 учреждений, фактически относящихся к розничным. Расчетная ставка по кредиту у десяти таких банков превышает 20%, а в трех она находится выше планки в 30% годовых.

Карточный домик

На фоне этого пока незначительного, но все же охлаждения в сегменте потребительского кредитования в целом мы обратили внимание на очень хорошую динамику кредитных карт. Объемы этого вида растут в два раза быстрее общих темпов потребительского кредитования: за девять месяцев 2013 года прирост задолженности по кредитным картам составил 41%, а один из лидеров этого сегмента — Сбербанк — показал динамику в 55%. Высокими темпами наращивают портфели универсальные банки: Юникредит — 62%; Альфа-банк — 60%; Райффайзенбанк — 50%. Не отстают и монолайнеры: МТС-банк увеличил задолженность по картам с начала года на 74%, Хоум Кредит энд Финанс Банк  — на 69%, «Русский стандарт» — на 48%, Тиньков Кредитные системы — на 47%.

Стратегии выхода на рынок разные: розничные банки, как правило, выдают карты клиентам «с улицы», делая ставку на долю рынка; универсальные стараются анализировать собственную клиентскую базу. Возможности для этого есть. Например, у Райффайзенбанка и Юникредитбанка соотношение кредитов до 30 дней к объему «вкладов до востребования» составляет по 19%, у Сбербанка — 23%, у Альфа-банка — 38%. Иными словами, у этих банков есть возможность наращивать объемы выдачи кредитов за счет привлечения существующих клиентов. Интересно, что этот же показатель у банка «Восточный экспресс» составляет 473%, у «Связного» — 307%, СКБ-банка — 186%. Это говорит о том, что количество кредитных карт у них намного больше, чем дебетовых. С этой точки зрения огромный потенциал роста есть у Сбербанка, его доля рынка по вкладам до востребования составляет  43%, по обороту средств через банкоматы — 56%, в то время как вклад в рынок кредитных карт — лишь 25%.

Среди уральских банков существенный прирост в этом сегменте в 2013 году показали УБРиР (79%) и Ханты-Мансийский банк (44%). Двукратное увеличение зафиксировано у Запсибкомбанка, Сургутнефтегазбанка, Челябинвестбанка и Углеметбанка. Этому можно было бы радоваться, однако нужно принять во внимание, что портфели кредиток этих банков очень невелики, в сумме они составляют менее 100 — 200 млн рублей и не превышают 5% в общем объ­еме розничного кредитования этих банков.

Конкуренция в этом сегменте сейчас чрезвычайно высока, и это, пожалуй, один из немногих рынков, где банки еще соревнуются и технологиями, и маркетингом. Другие поля банковского бизнеса уже исхожены, возможностей для креатива там практически нет, продукты и технологии по большей части стандартизированы. Так что какое-то время мы будем наблюдать за игрой в карточном сегменте.