Коротко

10 февраля 2014, 00:00
  Урал

Дожать Югру

Сургутнефтегаз (СНГ) купил лицензию на Южно-Конитлорский участок нефти (ХМАО, оценочные и разведанные запасы — 19,5 млн тонн) за 2,032 млрд рублей. Помимо СНГ заявки на аукцион подали Роснефть и югорское ООО «Ла-Манш». Ожидалось, что они будут бороться за лот, но торги завершились уже после первого шага, начальная цена выросла всего на 0,2 млн рублей.

Участок не крупный, но самый большой по извлекаемым запасам из тех, что Роснедра планируют выставить на аукционы в 2014 году, расположен в хорошо освоенном районе с развитой инфраструктурой (в 19 км — автомобильная, в 80 км — железная дорога, в 39 км — трасса магистрального нефтепровода). По предварительным оценкам, здесь можно добывать около 0,5 млн тонн нефти в год. Это способно частично компенсировать падающие показатели СНГ на соседних месторождениях в Западной Сибири.

Миноритариям нет места

ЗАО «Газпромбанк — Управление активами» вытеснило из состава акционеров ОАО «Уралхиммаш» (завод нефтегазохимического машиностроения в Екатеринбурге) уральского предпринимателя Малика Гайсина (владел долей через компанию «Оуз»). Управляющая компания консолидировала 99,9% акций предприятия в результате допэмиссии. Ценные бумаги размещены по закрытой подписке в общей сложности на сумму 4,9 млрд рублей (номиналом в 1 рубль каждая). «Деньги необходимы для пополнения оборотных средств завода»,— пояснили на предприятии (с 2010 года здесь реализуется программа модернизации, стратегическим инвестором которой является Газпромбанк).

Гайсин (как и еще один совладелец Уралхиммаша — группа «Уралхиммаш», подконтрольная Газпромбанку) от выкупа акций отказался, в результате его доля свелась к минимуму — с 17,2 до 0,0009%. Структуры бизнесмена пытались оспорить решение о допэмиссии в арбитражном суде, требуя признать стоимость акций слишком высокой, но проиграли.

Полетали — посчитали

Росавиация опубликовала рейтинг авиакомпаний по пассажиропотоку по итогам 2013 года. Динамика большинства перевозчиков уральского происхождения оказалась значительно выше среднерыночной. В целом по стране количество перевезенных пассажиров выросло по сравнению с предыдущим годом на 14,2% и составило почти 84,6 млн человек. Максимальный прирост среди уральский авиакомпаний показал «Ямал» — 42,5%, на втором месте — ИжАвиа (38,4%), на третьем — «Уральские авиалинии» (25,4%). Крупные авиакомпании росли за счет расширения парка («Уральские авиалинии» получили пять новых самолетов, «Ямал» — три) и развития маршрутных сетей. На деятельности ИжАвиа и «Ямала», вероятно, сказалось также участие в новой программе субсидирования перевозок в узловые аэропорты. ЮТэйр показал прирост пассажиропотока в 5,3%, «Оренбургские авиалинии» на 1,6% его сократили. Важным событием для рынка стало появление авиакомпании «Оренбуржье», созданной по инициативе правительства Оренбургской области (сейчас в ее парке пять турбовинтовых L-410, в маршрутной сети 14 направлений, все — в рамках программ субсидирования). За девять месяцев 2013 года она перевезла 20 тыс. пассажиров.

Компьютерами не вышли

Один из старейших ритейлеров компьютерной техники на Урале компания «Клосс сервисез корпорейшн» подала иск о самобанкротстве из-за невозможности выполнить обязательства перед кредиторами. Объем долга — 239 млн рублей. Директор «Клосса» Виктор Шебалин объяснил его снижением продаж компьютеров. Действительно, по последним данным IDC, в третьем квартале 2013-го по сравнению с аналогичным периодом 2012-го поставки ПК на российский рынок сократились почти на 15%. С ноутбуками того хуже — минус 36,7%. Продажи в этих сегментах в 2013-м по сравнению с 2012-м, по разным оценкам, упали на 10 — 20%: массовый рынок узурпируют планшеты.

Помимо негативной конъюнктуры, на состоянии «Клосса», очевидно, сказалось влияние федеральных поставщиков. Руководство уральской компании не планирует «убивать» бизнес полностью: свернуто будет дистрибьюторское, оптовое направление. Розница останется жива.

Новая глава науки

Михаил Котюков в Институте физики металлов УрО РАН, слева заместитель директора ИФМ доктор физико-математических наук Анатолий Ринкевич 004_expert-ural_07_3.jpg
Михаил Котюков в Институте физики металлов УрО РАН, слева заместитель директора ИФМ доктор физико-математических наук Анатолий Ринкевич

В УрО РАН с первым визитом побывал руководитель Федерального агентства научных организаций (ФАНО) РФ Михаил Котюков.

Напомним, система академической науки подверглась коренной и неожиданной реформе. Закон, принятый в сентябре прошлого года, предполагает в частности ликвидацию РАН, Академий медицинских и сельскохозяйственных наук, создание на их основе общей структуры, передачу ее имущества и прав управления ей специально созданному ФАНО. Статус трех региональных отделений РАН (Уральского, Сибирского и Дальневосточного) до сих пор неясен (см., например, «Траектория регресса», «Э-У» № 35 от 02.09.2013).

Цель визита чиновника — знакомство с новыми «подведомственными»: он посетил около десятка институтов, провел совещание с их директорами и председателями научных центров. Общения с прессой не предполагалось, однако стало известно о планах создания регионального представительства ФАНО: в целесообразности этого шага еще недавно выражались сомнения.