Поддержка с воздуха

Вера Пыжьянова
24 марта 2014, 00:00
  Урал

Авиастроение должно стать одной из отраслей российской экономики, которая поддержит спрос на цветные металлы, в первую очередь на алюминий, полагает генеральный директор ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» (Удмуртия) Сергей Мусинов

Сергей Мусинов

— Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке металлургической продукции для авиастроения? Стоит ли ожидать изменений в ближайшие годы, способствует ли этому Госпрограмма вооружения на 2011 — 2020 годы (ГПВ-2020)?

— Основным металлом для авиастроения является алюминий, по нашим оценкам, в ближайшее время спрос на него не упадет и даже несколько вырастет. Вы правильно ссылаетесь на ГПВ-2020: вертолетостроение уже вышло на потенциально возможные объемы производства, теперь растут объемы производства в военной авиации. Появление серийного производства в секторе гражданской авиации позволит их увеличить. Поэтому можно с уверенностью сказать, что авиация поддерживает спрос на цветные металлы. К сожалению, поскольку продукция авиастроения критична к весу, ее вклад в спрос в секторе черной металлургии будет минимальным.

— C прошлого года в стране отмечается замедление роста экономики. А ваш завод начал строительство металлургического производства, которое увеличит литейные мощности предприятия сразу в четыре раза. Почему вы решили реализовать этот проект именно сейчас?

— Решение было принято еще в 2012 году, когда рост экономики в стране был на уровне 4% ежегодно и прогнозы на будущее вполне обнадеживали. Напомню, в 2011 году ГПВ-2020 удивила промышленников своими объемами. Многие в этот период начали смелее осуществлять инвестпрограммы, и мы не исключение.

В предыдущее десятилетие мы обновляли наш станочный парк точечно, заменяя металлообрабатывающие станки на более производительные. Но в некоторых производствах такой подход не применим.

Имеющееся у нас литейное производство располагается на четырех участках в двух корпусах, не подходивших для модернизации ни по высотности, ни по логистике. Увеличив в последние годы объем реализации продукции, мы увидели, что сможем провести модернизацию литейного производства, причем комплексную, с выведением его в отдельный корпус.

Новое производство позволит не только увеличить объемы выпуска литьевых деталей, но и обеспечить стабильное качество сложнейших деталей, применяемых в авиации и ракетной технике, значительно снизить энергоемкость производства, улучшить условия труда. Реализацию проекта мы начали в январе 2013 года, а уже осенью 2014 года ожидается «первая плавка».

— Каковы источники финансирования проекта? За счет чего и в какие сроки планируется его окупить?

— Сарапульский электрогенераторный завод — акционерное общество, и хотя 25,5% акций принадлежит ГК «Ростехнологии», мы не можем использовать государственное финансирование, поскольку это сильно уменьшит доли основных акционеров. В этих условиях мы рассчитываем только на свои силы — нераспределенную прибыль прошлых лет и инвестиционный кредит более 400 млн рублей. Безусловно, этот инвестиционный проект тщательно просчитывался. Он имеет окупаемость в течение 4 — 5 лет, причем только при загрузке оборудования для нужд собственного производства. Но так как производственные возможности значительно превышают наши потребности, мы сможем исполнять сторонние заказы. Причем поскольку речь идет о точном литье, то и продукт будет высоко маржинальным, цена которого зависит от степени сложности отливки, а не от ее веса. Заниматься этим начнем сразу после запуска всех технологических линий, ведь в высокотехнологичных отраслях главное конкурентное преимущество — качество изделий и четкое исполнение сроков выполнения обязательств.