Кто играет на трубе

Русский бизнес
Москва, 21.04.2014
«Эксперт Урал» №17 (598)
Уральские трубники намерены до конца года запустить сразу несколько новых производств. Инвесторы рассчитывают компенсировать потери прошлых лет за счет усиления позиций на рынке труб для добычи нефти — он не падает даже в кризис

Фото: Андрей Порубов

Российским трубникам в пору затягивать пояса: после 2011 года (рекордного для отечественной отрасли по объемам как производства, так и потребления) внутренний рынок (на него приходится около 85% продаж) упал и теперь почти не растет. Производство труб в России по итогам 2013 года составило 10,05 млн тонн, что всего на 3,5% выше показателей 2012-го (везде далее — сопоставление также с аналогичным периодом прошлого года, если не указано иное). Почти на столько же — 3,4% по оценкам Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) — выросло потребление на внутреннем рынке. Итог ожидаемый: в предыдущие два года реализован спрос, отложенный кризисами 2009 — 2010 годов. Причем если в одних сегментах рынка еще сохраняется рост потребления, то в других уже наметилось явное снижение.

Положение отягчается тем, что в прошлом году не удалось удержать цены. В среднем трубы подешевели на 2,1%; значительней всего — сварные для нефте- и газопроводов (по данные Росстата, на 4,5 — 5% в зависимости от диаметра).

Шаг в разные стороны

Крупнейшие уральские производители (выпускают треть всех стальных труб в стране и при этом ориентированы на разные сегменты рынка) продемонстрировали по итогам года разнонаправленную динамику операционных и финансовых показателей. Весь год они с трудом пытались удержать объемы производства (дальше по этому показателю — везде «Черметинформация»). Удалось только Челябинскому трубопрокатному (плюс 3,1%) и Синарскому трубному (1,6%) заводам. Результат Северского трубного, Первоуральского новотрубного и «Уралтрубпрома» — минус 1,2%, 9%, 15% соответственно.

Положительные результаты Челябинского трубопрокатного завода (входит в Группу ЧТПЗ) удивили: его объемы производства на 75% зависят от рынка труб большого диаметра (ТБД), а значит, от трубопроводных проектов. А потребление ТБД в России в 2013 году составило всего около 1,8 млн тонн. Как пояснили в пресс-службе группы ЧТПЗ, завод нарастил объемы производства за счет участия в казахстано-китайском проекте «Средняя Азия — Китай, ветка С». Также был расконсервирован цех бесшовных труб малого диаметра, что позволило увеличить отгрузки на рынок бесшовных горячекатаных труб общего назначения. Правда, удержать доходы это не помогло: выручка снизилась на 1,6%, чистая прибыль сменилась убытком в 147,3 млн рублей. В компании результат не комментируют, говорят только, что основное влияние оказало изменение курса валют.

Первоуральскому новотрубному заводу той же Группы ЧТПЗ повезло меньше. Он закрывает немалую долю внутреннего рынка в сегменте труб для машиностроения и прочих промышленных отраслей. А в 2013 году в России «наблюдался спад промышленного производства, что привело к снижению спроса на стальные трубы. На уровне 2012 года сохранились лишь отгрузки труб для нефтегазового комплекса», — объясняют в пресс-службе компании. Насколько существенно это снизило доходы ПНТЗ, пока не понятно — отчетность по итогам 2013 года завод еще не раскрыл.

Основные потери «Уралтрубпрома» пришлись на выпуск профильных труб, которые в основном используются в строительстве. Как пояснил начальник отдела маркетинга Александр Новокрещенов, предприятие намеренно сократило их выпуск:

— На этом рынке сегодня царит дичайшая конкуренция: его емкость особо не растет, а игроков стало гораздо больше. Порог вхождения невысок, используется даже бывшее в употреблении оборудование из Китая и Турции, поэтому каждый год появляется два-три новых производства. В результате здесь особо не заработать, очень многие балансируют на грани рентабельности. Наши мощности позволяют выпускать как минимум на 40% больше, чем в 2013 году, но мы не хотим работать в убыток. Поэтому в 2014 году собираемся удержать прежние объемы по профильным трубам.

Выбранная стратегия не могла не отразиться на финансах: «Уралтрубпром» потерял в выручке около 10% (1,152 млрд рублей), зато выиграл в чистой прибыли почти 40% (312 млн рублей).

Уральским заводам Трубной металлургической компании, Северскому (СТЗ) и Синарскому (СинТЗ), удалось удержать объемы производства на уровне 2012 года. Их основные клиенты, российские нефтегазовые компании (среди них ЛУКойл, Башнефть, Татнефть, Роснефть, Газпром, Сургутнефтегаз), закупают трубы для добычи углеводородов и обустройства месторождений, а эти процессы не останавливает даже  кризис. В итоге мощности обоих предприятий были загружены заказами весь год.

При этом финансовые результаты заводов ТМК оказались диаметрально противоположны. Выручка сократилась у обоих (СинТЗ — на 1,5%, СТЗ — на 4%), но первый нарастил чистую прибыль в 2,5 раза (до 1,5 млрд рублей), а второй получил убыток в 76,9 млн рублей. В пресс-службе ТМК в УрФО пояснили, что это связано с различными стадиями выполнения стратегической инвестиционной программы компании: на СинТЗ наиболее масштабные проекты завершены, а реализация точечных программ не отразилась на финансовых показателях; СТЗ в течение всего года продолжал крупномасштабную модернизацию в условиях действующего производства. «Чтобы успешно закончить программу реконструкции основного производства (идет почти десять лет) предприятие было вынуждено привлечь валютные кредиты, а так как в 2013 году произошел значительный рост курса валют, то убытки от курсовых разниц отразились на итоговых финансовых показателях», — указывают на причину в ТМК.

Вторая причина — падение выручки СТЗ от реализации основной продукции, в частности из-за снижения цен, вызванного общей ситуацией, сложившейся в отдельных сегментах трубного рынка (помимо нефтепроводных, завод выпускает трубы для коммунального хозяйства). «Чтобы компенсировать потери, на СТЗ реализовали программы снижения затрат, которые в конечном итоге позволили не допустить роста себестоимости основной продукции», — рассказали в компании.

Углеводороды — наше все

Текущая экономическая ситуация и рост цен на металлы заставляют игроков трубного рынка оценивать перспективы весьма сдержанно. «Все факторы, которые мы берем для анализа ситуации, показывают, что возможность для развития рынка будет, но весьма скромная», — считает генеральный директор «А Групп» Алексей Зайцев. «Уральским заводам компании поставлена задача сохранить объемы отгрузки на уровне 2013 года», — говорят в ТМК.

В Группе ЧТПЗ отмечают, что основными точками роста на рынке ТБД в 2014 году станет строительство трубопроводов «Южный коридор» (первая и вторая очереди), Бованенково — Ухта (вторая и третья), а также Куюмба — Тайшет. Контракты на поставку труб для второго и третьего проектов на 2014 год компания уже получила.

Правда, как прогнозирует директор ФРТП Олег Калинский, для производителей в сегменте ТБД в 2014 году будет складываться непростая ситуация. По данным Минэнерго России, потребление ТБД на внутреннем рынке останется в пределах 1,8 млн тонн. В результате даже с учетом отгрузок на экспорт ожидаемая загрузка мощностей не превысит 35,5%.

ТМК рассчитывает на увеличение спроса в секторе труб нефтегазового сортамента, в частности для горизонтального бурения и разработки нетрадиционных запасов углеводородов. В 2014 году только в Свердловской области планируется ввести сразу несколько новых мощностей. Так, до конца года на СТЗ будет запущен трубопрокатный комплекс с непрерывным станом FQM взамен старого пилигримового (в 2013 году в него вложено более 4 млрд рублей).
В результате на предприятии появится самая современная технология производства бесшовных труб в широчайшем диапазоне марок, а мощности по их выпуску увеличатся почти в два раза (с 320 до 550 тыс. тонн в год). Как пояснял управляющий директор СТЗ Михаил Зуев, реконструируемое производство на 98% ориентировано на выпуск труб для добычи и транспортировки нефти и газа: это обсадные и нефтегазопроводные трубы для обслуживания месторождений.

«Уралтрубпром» готовится летом этого года запустить линию сварных обсадных труб на 120 тыс. тонн в год. Здесь же собираются изготавливать муфты для них. Сбывать планируют как в России, так и СНГ, а для выхода на рынки дальнего зарубежья намерены получить сертификат по американскому стандарту API.

— Раньше мы делали ставку на производство профильных труб, а теперь наш приоритет — нефтегазовая отрасль. Рынок труб для нее стабильный, он не сжимался даже в кризисный 2009 год, не имеет сезонных спадов и сильно не растет: при емкости в России около 1 млн тонн за последние три года увеличился примерно на 50 тыс. тонн, — поясняет Александр Новокрещенов.

Игроков в этом сегменте не так много: если бесшовные трубы выпускают предприятия ТМК и Группы ЧТПЗ, то сварные — лишь Выксунский металлургический завод (ОМК) и Волгореченский трубный завод (Газпром). При этом, по словам Александра Новокрещенова, на внутреннем рынке происходит постепенное замещение бесшовных сварными: «Если 5 — 6 лет назад их соотношение составляло 70 к 30, сегодня — 60 к 40».

Правда, существенного роста объемов производства в сегменте на Урале пока ждать не стоит. На СТЗ в этом году будет отрабатываться технология работы нового стана, «Уралтрубпром» планирует выйти на проектную мощность не раньше, чем через три года.

В условиях повышенного давления

Среди главных угроз для трубников, по мнению Олега Калинского, — вытеснение российской продукции с рынка Таможенного союза в результате недобросовестной конкуренции. Импорт стальных труб в Россию в 2013 году вырос незначительно, всего на 4,7% (до 848,7 тыс. тонн), но структура поставщиков изменилась кардинально: поставки с Украины сократились на 35,3% (до 301,1 тыс. тонн), из стран СНГ в целом — на 21,3% (до 430,6 тыс. тонн). Зато на российский рынок буквально хлынули поставщики из Китая, увеличив ввоз в 2,2 раза (до 265,7 тыс. тонн).

В КНР активно наращивали металлургические мощности на протяжении последнего десятилетия. Выпуск только стальных бесшовных труб к 2013 году здесь вырос в три с лишним раза — до 28,2 млн тонн. (Для сравнения: в России за тот же период — лишь на четверть, до 3,2 млн тонн.) По данным World Steel Association, на Китай сегодня приходится 72% мирового производства стальных бесшовных труб. А рынка сбыта для таких объемов в стране нет. Спасаясь от перепроизводства, поднебесные трубники вынуждены давить на внешние рынки, снижая рентабельность и демпингуя.

Российские производители уже испытали это давление. Согласно материалам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в январе — сентябре 2013 года демпинговая маржа китайцев на российском рынке стальных бесшовных труб для бурения и эксплуатации нефтяных и газовых скважин составила 20 — 21,6%. Чтобы удержать позиции, заводы стран Таможенного союза (в том числе входящие в ТМК и группу ЧТПЗ) пошли на снижение цены на 1,5%, что и сократило рентабельность продаж почти в три раза. По запросу российских трубников ЕЭК уже начала антидемпинговое расследование в отношении китайских производителей.

Как отмечают в ФРТП, в 2014 году перед трубными компаниями стоят серьезные вызовы и на рынке Таможенного союза, и на внешних рынках. Но есть и точки потенциального роста. В частности, новым источником потребления высокотехнологичных труб и других промышленных товаров может стать освоение российского шельфа. Отечественные трубные компании уже вложили значительные средства в развитие мощностей по производству труб для обеспечения шельфовых проектов. «Сегодня российские предприятия могут обеспечить комплексный выпуск труб для морских платформ, наклонного и горизонтального бурения на шельфовых и морских территориях в условиях повышенного давления, агрессивности окружающих сред и сверхнизких температур. И мы надеемся, что этот потенциал российских трубных компаний будет активно использован», — убежден Олег Калинский.

Даже запуск новых мощностей не позволил в 2013 году удержать производство труб от спада
Иностранные производители удерживают около 10% российского трубного рынка
На трубы для нефтегазовой промышленности приходится свыше половины российского рынка

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №17 (598) 21 апреля 2014
    Благотворительность
    Содержание:
    Детская болезнь НКО

    Развитию некоммерческого сектора в России мешает недоверие государства и бизнеса. Нет ясной концепции, касающейся его значения и функций. Причем консенсус по этому поводу отсутствует не только во внешних аудиториях, но и внутри сектора

    Реклама