Проверка на гибкость

Ирина Перечнева
28 апреля 2014, 00:00
  Урал

Участники регионального рынка лизинга оценивают факторы роста-2014

Александр Михайлов, вице-президент Europlan:

— Макроэкономическая стабильность важна для планомерного роста рынка, так как почти каждая сделка лизинга — это проект капитальных вложений в основные средства на несколько лет. Определенность с инфляцией и курсом рубля — базовое условие планирования будущего для любого лизингополучателя. В начале года ставки кредитования были стабильны, однако сейчас банки смотрят в сторону их повышения. Это будет означать повышение стоимости кредита, лизинга и других способов финансирования. «Цены» этих услуг в текущем году могут возрасти.

Татьяна Назарова, заместитель генерального директора по финансам Региональной лизинговой компании:

— Темпы роста лизингового рынка будут невелики, в пределах 5 — 8%, значительного увеличения объема лизинговых сделок в 2014 году не ожидается. Традиционными локомотивами станут сегменты легкового, грузового транспорта, спецтехники. Мы ждем увеличения спроса на услуги лизинга со стороны государственных учреждений и физических лиц, возможно уменьшение спроса со стороны крупных компаний.

Екатерина Ерохина, региональный директор региона СибУр (Сибирь — Урал) ООО «РЕСО-Лизинг»:

— Кроме общеэкономических факторов, на динамику отрасли оказывают влияние и специфические. Например, за последние годы уровень понимания лизингового продукта, его преимуществ существенно вырос, что обеспечивает стабильный спрос. Для тех, кто работает в сегменте автотранспорта, важно старение автопарка: предприниматели все равно постепенно будут его менять, а значит, потребность в лизинге будет обеспечена. Многое, конечно, зависит от нас самих, например, каких договоренностей мы достигнем о скидках и преференциях с дистрибьюторами.

Вадим Константинов, заместитель генерального директора по Уральскому региону компании «Сименс Финанс»:

— Скорее всего, объемы нового бизнеса упадут по сравнению с 2013 годом. Основные задачи, которые будут стоять перед лизинговыми компаниями в 2014 году, все те же: развитие функции продаж, потому что на стагнирующем рынке продавать тяжелее, повышение качества клиентского сервиса, взвешенная рисковая политика и поддержание качества портфеля лизинговых сделок.

Андрей Истомин, генеральный директор Ураллизинга:

— Продолжится смещение интересов лизинговых компаний в розницу. Премиум-сегмент авторынка потеряет меньше, чем эконом- и средние, а развитие рынка грузовой и спецтехники будет зависеть от экономики в целом и, скорее всего, существенно тормозить. Рынок в целом может вырасти на 5%. Для многих лизинговых компаний это серьезная проверка на гибкость и функциональность внутренних процессов, способность к конкуренции в условиях, близких к стагнации.

Алексей Смирнов, генеральный директор компании CARCADE:

— На развитие рынка лизинга будет оказывать влияние ряд факторов. Во-первых, слабый рост ВВП в российской экономике: скорректированный прог­ноз по росту ВВП на этот год — от 1,5 до 1,8%. Во-вторых, ослабление рубля. В такой ситуации сложно говорить о выраженном росте рынка лизинга в целом. А вот факторы, способствующие росту автолизинга, выделить можно. Это высокий уровень износа всех видов транспорта, начало реализации масштабных инфраструктурных проектов и государственные программы субсидирования лизингополучателей, представляющих малый и средний бизнес. Все эти проекты потребуют привлечения большого количества транспорта и специальной строительной техники.

В сегменте лизинга легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта основным драйвером роста станет вывод зарубежными автопроизводителями на российский рынок новых моделей автомобилей. Кроме того, сохраняющийся тренд на популярность лизинга автомобилей премиум-класса также обеспечит лизингодателям прирост объемов нового бизнеса.

Артем Мякшун, заместитель директора ООО «ЧелИндЛизинг»:

— Начало года не самый активный период для лизинговых компаний, но первый квартал 2014-го наглядно показал сложную ситуацию в отрасли. К традиционному затишью добавился отложенный спрос — выжидательная позиция платежеспособных клиентов. Ослабление рубля относительно евро и доллара привело к тому, что клиенты, которые планировали приобретение имущества в 2014 году, постарались приобрести его как можно раньше, чтобы зафиксировать валютные риски. Ведущие экономисты России признали, что российская экономика в настоящее время находится в самой острой ситуации с 2009 года. Внутренние проблемы, замедляющие экономический рост, усугубились в результате внешнеполитического давления. Выросла неопределенность на глобальных рынках, усилился отток капитала. Поэтому второй и третий кварталы будут достаточно вялыми, я думаю, динамика будет на уровне 2013 года, лишь в конце третьего квартала хотелось бы надеяться на сезонное ускорение спроса.

Евгений Чернышев, директор Уральского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг»:

— Современный лизинг как инструмент финансирования имеет ряд неоспоримых преимуществ с точки зрения минимизации финансовых и временных издержек. Однако нельзя не отметить, что снижение общей инвестиционной активности потенциальных лизингополучателей на фоне общей стагнации в экономике страны не позволяет говорить о заметном развитии нового бизнеса в сегменте корпоративного лизинга. Урал и Западная Сибирь в этом плане не исключение, поскольку основа экономики региона — сырьевые отрасли, а в этом году сектор первого передела производства продолжает испытывать сложности. Более позитивно мы смотрим на розничный лизинг, в частности лизинг легкового транспорта, в котором важны в первую очередь доступность финансирования и скорость принятия решения.