СРО — это мы все

Экономика и финансы
Москва, 23.06.2014
«Эксперт Урал» №26 (606)
Участники рынка должны активнее отстаивать свои позиции — это дает эффект, уверена вице-президент центрального совета СРО НП Аудиторская палата России Елена Анохова

— Елена Владимировна, какие факторы сейчас влияют на рынок аудиторских услуг?

— Конечно, мы все смотрим на макроэкономические показатели, влияющие на финансовое состояние наших клиентов — отток капитала, снижение объемов производства, инвестиций. Плюс к тому — специфические проблемы: укрупнение бизнеса, повышение количественных критериев для обязательного аудита. Все это в совокупности приводит к уменьшению числа проаудированных компаний — с 2009 по 2013 год на 27%. То есть за пять лет мы потеряли треть клиентов. В таких условиях рынок аудита должен сжиматься, что и происходит.

— К проблемам общего характера в России добавляется недобросовестная конкуренция. Участники рынка, саморегулируемые организации уже много лет не могут найти инструменты борьбы с аудиторами, которые предлагают услуги низкого качества за мизерные цены.

— Согласна, это сильно сдерживает рынок. Заказы на значительную часть услуг аудиторы получают на конкурсах по 94-ФЗ, который действовал много лет, и главным критерием отбора победителей служила цена. У нас были большие надежды на федеральную контрактную систему, которая должна была изменить ситуацию. К сожалению, они не оправдались. Не потому, что федеральная контрактная система плоха. На наш взгляд, формула расчета цены для определения победителя конкурса на проведение аудита выбрана неверно. СРО предлагали Минфину для определения победителей присваивать ценовому критерию значимость не более 30%, как для экспертных услуг, но пока его «вес» составляет 60%.

— СРО аудиторов много лет пытается бороться с недобросовестными участниками через организацию внешних проверок качества услуг, сейчас к этому подключился и Росфиннадзор. Почему этот инструмент не работает?  

— На мой взгляд, потому что внешний контроль качества проводится в компаниях, которые и без того являются добросовестными участниками рынка. Такова, к сожалению, практика. Что делают аудиторы, которые не совсем честно ведут себя на рынке? Как только они видят, что попали в график проверок, они тут же выходят из СРО. И таких компаний по нашим расчетам около 20%. Что они делают дальше? Быстренько организуют компанию с другим названием, меняют организационно-правовую форму и вступают в другую СРО.

— Аудиторы в регионах нередко упрекают свои СРО в бездействии. На ваш взгляд, это оправдано?

— Во-первых, я хотела бы заметить, что СРО — это мы все: чем активнее позиция каждого, тем больше эффект. Во-вторых, СРО сейчас проводят большую работу, может быть, не всегда заметную. Приведу только один пример.

4 октября 2013 года появился проект федерального закона, в соответствии с которым предлагалось договор на оказание аудиторских услуг заключать только по итогам проведения торгов в форме открытого конкурса. Что это означало? Необоснованное расширение круга лиц, обязанных проводить открытый конкурс для выбора аудитора, увеличение нагрузки на небольшие организации, дополнительные финансовые и трудовые ресурсы для организации конкурсов, результаты которых, замечу, были бы оспоримы.

По нашим расчетам, если бы эта новация прошла, количество клиентов у аудиторских организаций сократилось бы более чем на 20%, часть клиентов просто отказалась бы от услуг аудиторов из-за необходимости создавать конкурсные комиссии, готовить конкурсную документацию. Именно потому, что СРО аудиторов написали отрицательный отзыв на этот законопроект, он не был принят. 

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №26 (606) 23 июня 2014
    Уральские «газели»
    Содержание:
    Табун-призрак

    Как компаниям среднего бизнеса внедрять инновации и выходить на мировые рынки в отсутствие инвестиционного ресурса в стране

    Реклама