Движение от трубы

Русский бизнес
Москва, 30.06.2014
«Эксперт Урал» №27 (607)
Отечественные нефтесервисные компании располагают потенциалом, который позволяет им на равных конкурировать с иностранными компаниями во многих секторах не только российского, но и зарубежного рынка, считает заместитель генерального директора ТМК по нефтегазовому сервису Сергей Билан

— В условиях отсутствия роста спроса на основную продукцию одним из путей сохранения прибыльности бизнеса для российских трубников может стать нефтесервисное направление. Как развивается это направление в ТМК?

— Чтобы повышать доходность и быть конкурентоспособными, нужно разрабатывать и внедрять в производство высокотехнологичные виды продукции. Собственные разработки требуют соответствующей научно-исследовательской базы, поэтому компания стала развивать производство труб с премиальными резьбовыми соединениями и заниматься НИОКР. Одновременно появилась потребность обучать наших клиентов применению новых продуктов, выезжать на нефтепромыслы, сопровождать спуски трубной продукции. То есть предоставлять сервисные услуги нашим основным потребителям — российским нефтегазовым компаниям. Так более пяти лет назад в структуре компании появилось подразделение ТМК-Нефтегазсервис. Сегодня оно работает в тесной кооперации с заводами ТМК: нарезает резьбы, наносит покрытия, проводит ряд дополнительных сервисных операций.

Мы стремимся развивать сервис по всей цепочке использования трубы: от складского сервиса до подготовки трубы, супервайзинга при спуске, а впоследствии и спуска трубной колонны в скважину. Это позволяет решить многие логистические проблемы и обеспечить заявленное качество и потребительские свойства того или иного инженерного решения, связанного с продукцией ТМК.

— Есть ли планы дальнейшего развития дивизиона?

— Стараемся максимально диверсифицировать предложение сервисных услуг. Этот рынок достаточно чувствителен к конъюнктурным колебаниям. Чтобы чувствовать себя уверенно, мы расширяем спектр услуг, которые могут быть востребованы в условиях колебаний как на российском, так и зарубежном рынках. Будем стремиться к тому, чтобы упрочить позиции.

Проведенная недавно на Давыдовском месторождении Оренбургнефти операция гидравлического разрыва пласта стала первым российским проектом, в котором используется премиальная продукция и сервисное сопровождение ТМК. И это знаковое для нас событие.

Важный аспект развития — организация производства и поставок оборудования, которое используется при строительстве и ремонте скважин. Сейчас мы работаем над продукцией для новых направлений добычи сланцевой нефти и газа, горизонтального бурения шельфовых и наземных месторождений. Это требует применения иного уровня продукции, новых технологий. Среди наших последних достижений — запуск на Орском машиностроительном заводе производства премиальных резьбовых соединений, разработанных на наших американских предприятиях. Первые партии уникальной российской продукции с резьбой TMK UP FJ были отгружены Газпрому и ЛУКойлу.

— Бич российских сервисных компаний — изменение нефтегазовыми компаниями методов расчета с подрядчиками. Срок оплаты выполненных работ вырос с месяца до трех, стоимость услуг, по некоторым данным, сократилась за 2013 год на 15%. Каким образом это отражается на нефтесервисном бизнесе ТМК?

— Как и остальные участники рынка, после начала кризиса 2008 — 2009 годов мы столкнулись с изменением подхода нефтегазовых компаний к финансовым расчетам. В частности отсрочка оплаты поставленных услуг и продукции выросла до 60 — 90 дней. За последние шесть лет такие условия стали фактически стандартными для рынка. Но в нашем случае это не имело слишком большого влияния. В своей работе мы опираемся на значительный финансовый и кредитный потенциал ТМК, который позволяет нивелировать этот негативный фактор.

— Есть мнение, что преобладание иностранных игроков на российском рынке нефтесервиса ставит под угрозу безопасность энергетического комплекса страны, ведет к технологической отсталости отрасли. Насколько это опасение обоснованно?

— Деятельность иностранных компаний на российском нефтесервисном рынке, конечно, является конкурентным фактором, но это и хороший стимул к его развитию. Приходя в Россию, лидеры мирового нефтесервисного рынка, такие как Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, внедряют у нас самые современные технологии, оборудование, проводят обучение российского персонала. И российские компании перенимают этот передовой опыт, подходы, учатся, поднимая уровень своей работы. Если в начале 1990-х годов отставание отечественного нефтегазового сервиса от передового мирового составляло десятки лет, то сейчас отечественные компании уже располагают потенциалом, который позволяет им реально конкурировать с иностранными компаниями во многих секторах не только российского, но и зарубежного рынка.

— Каковы, по вашему мнению, перспективы российского нефтесервисного рынка?

— Они связаны с объективными факторами: истощением разрабатываемых месторождений, усложнением геологических условий на новых месторождениях, переходом к разработке нетрадиционных видов добычи углеводородов — cланцевой нефти и газа. Все это стимулы для повышения эффективности добычи, увеличивающие спрос на услуги нефтегазового сервиса. Можно ожидать, что этот сектор будет расти, и отечественные операторы имеют перспективы расширения деятельности. Конечно, при условии активного совершенствования работы.

У партнеров

    Реклама