Обреченные побеждать

Политика
Москва, 18.08.2014
«Эксперт Урал» №33-34 (611)
Региональные избиркомы сформировали списки кандидатов в губернаторы: у действующих глав серьезных конкурентов нет

Урал и Западная Сибирь на прошлой неделе окончательно определились с претендентами на посты глав субъектов РФ — после проверки всех документов кандидаты получили статус зарегистрированных. Выборы региональных руководителей пройдут в шести территориях 14 сентября. Последними удостоверения получили выдвиженцы в Оренбургской и Тюменской областях, где срок подачи в комиссию подписей глав и депутатов муниципалитетов в поддержку кандидатов (обязательное условие для регистрации) истек 4 августа. Ранее стали известны фамилии претендентов на пост глав Челябинской и Курганской областей, Удмуртии и Башкирии. Действующим руководителям (во всех шести субъектах они работают с приставкой врио и претендуют на следующие сроки, заручившись поддержкой «Единой России») будут противостоять по три кандидата (за исключением Оренбуржья — здесь оппонентов у врио будет четыре). Почти во всех списках присутствуют представители оппозиционных парламентских партий (ЛДПР, КПРФ, СР). Формально недавние указания Кремля о проведении честных и конкурентных выборов соблюдены. Есть ли реальные шансы у противников ЕР занять высокие посты?

Отфильтровали

В августе Комитет гражданских инициатив (КГИ), созданный экс-министром финансов Алексеем Кудриным, подготовил доклад об избирательных кампаниях в регионах (выборы губернаторов пройдут в 30 субъектах РФ). Один из основных выводов — конкуренцию претендентам от власти составят малоизвестные технические кандидаты. По мнению авторов исследования, это следствие введения так называемого муниципального фильтра. Впервые кандидаты в губернаторы должны были собрать подписи глав и депутатов МО в свою поддержку (5 — 7% от общего числа из не менее чем двух третей муниципалитетов). Так, в Оренбургской области нужно было представить в избирком 305 подписей, в Челябинской — 283, Курганской — 277, Тюменской — 255, в Удмуртии — 267, Башкирии — 457. Проще это было сделать единороссам, чьи представители преобладают в городских и поселковых думах. Остальным  приходилось искать сторонников не только в своем стане (подписей бы попросту не хватило), но и среди конкурентов (это нелегко, ведь подпись можно поставить только за одного кандидата). Более того, некоторые оппозиционеры официально обращались за помощью к ЕР. Например, кандидат в губернаторы Оренбургской области от Партии пенсионеров России Галина Широкова (успешно прошла регистрацию) попросила врио главы региона Юрия Берга (выдвинут ЕР) помочь со сбором подписей для прохождения муниципального фильтра: «Обращаюсь к вам как к главе исполнительной власти области с просьбой оказать мне как независимому кандидату в губернаторы помощь в прохождении муниципального фильтра. Я — простой педагог, и мне было бы крайне затруднительно собирать эти подписи самостоятельно. Думаю, что вы непременно оцените те выгоды и преимущества для нашего общества, которые даст участие в избирательной кампании независимых кандидатов».

— Применение муниципального фильтра привело к тому, что лишь немногие кандидаты от КПРФ и еще реже от СР и ЛДПР смогли зарегистрироваться на выборах без помощи партии власти, — рассказывают эксперты КГИ. — В итоге в 13 из 30 регионов малоизвестным кандидатам удалось зарегистрироваться только благодаря содействию единороссов. Анализ показал, что в подавляющем большинстве случаев в подписных листах кандидатов в губернаторы от любых партий доминируют подписи депутатов-единороссов. Это означает, что действующие руководители регионов фактически сами назначают себе конкурентов. 

Согласно докладу, в Удмуртии единороссы помогали «Коммунистам России», а в Челябинской области — «Городам России». Больше всего кандидатов, не имеющих собственных резервов для регистрации, получили поддержку от ЕР в Липецкой области — там единороссы подписывались сразу за четырех кандидатов от «Патриотов России», Аграрной партии России, Партии пенсионеров России и Казачьей партии. 

«Лишенные достаточной поддержки муниципальных депутатов от ЕР сильные оппозиционеры были удалены из предвыборной гонки, как, например, произошло с кандидатом от справедливороссов Оксаной Дмитриевой в Санкт-Петербурге, — говорится в исследовании. — Зато 12 кандидатов в губернаторы, у которых вообще нет ни одной подписи от представителей собственной партии, получили помощь от депутатов-единороссов». 

По словам одного из авторов доклада Александра Кынева, кампания-2014 отметилась не просто отсутствием со стороны действующих глав регионов содействия в преодолении муниципального фильтра своим реальным оппонентам, но также скандалами с препятствованием сбору подписей муниципальных депутатов в их пользу. Среди таких регионов он упомянул Алтайский и Ставропольский края, Башкирию (местные справедливороссы отправили в Кремль телеграмму с жалобой на административное давление на депутатов МО) и Санкт-Петербург. 

— Изначально, на этапе выдвижения, корпус потенциальных кандидатов на выборах губернаторов позволял провести конкурентные выборы в значительной части регионов. Однако практически везде альтернативные кандидаты, способные добиться существенной поддержки избирателей, не смогли собрать подписи муниципалов для регистрации, — убеждены эксперты КГИ. — Все это приведет к отсутствию интриги на выборах и административной зарегулированности.

Противоположного мнения придерживаются специалисты близкого к Кремлю фонда Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) — конкурентная борьба будет, а введение муниципального фильтра при возвращении прямых губернаторских выборов в 2012 году себя оправдало. Эксперты ИСЭПИ констатируют, что была реализована обозначенная президентом РФ стратегическая цель: обеспечить защиту от проникновения во власть кандидатов с криминальными наклонностями, радикальными и сепаратистскими взглядами, а также не допустить к выборам «кандидатов-двойников», «киллеров» и профессиональных политтехнологов. Но даже ИСЭПИ рекомендует «смягчить муниципальный фильтр». В докладе предлагается снизить до 50% число муниципальных образований, где кандидат собирает подписи для выдвижения. Эксперты института отмечают, что оппозиционные кандидаты периодически жаловались, что могут собрать положенные по закону подписит 5 — 10% муниципальных депутатов, но следующий элемент фильтра — требование собрать подписи в двух третях муниципалитетов — становится непреодолимой преградой.

Комплекс фаворита

Вице-президент Общероссийского фонда перспективного планирования Игорь Даченков уверен: использование муниципального фильтра для отсечения неугодных конкурентов показал, что даже с установкой на честные выборы губернаторы будут играть, но не заигрываться с конкуренцией. По мнению политологов, рисковать не хотят даже те, кто действительно обладает высоким рейтингом — «стремление к сохранению контроля любой ценой оказалось намного сильнее, чем стремление к повышению реальной общественной легитимности».

На Урале и в Западной Сибири у глав субъектов меньше поводов для волнений. Все получили федеральное благословление на участие в выборах. Трое — губернаторы Тюменской, Оренбургской областей и глава Башкирии — досрочно ушли в отставку (см. «Якушев и Берг не уйдут», «Э-У» № 21 от 19.05. 2014; «Ветры из Кремля», «Э-У» № 24 от 09.06.2014), чтобы выдвинуть кандидатуры. Трое других — главы Удмуртии, Челябинской и Курганской областей — в начале года сменили действовавших руководителей регионов (см. «Тяжеловесы ушли», «Э-У» № 9 от 24.02.2014), то есть априори получили одобрение Кремля. Кроме того, их высокие шансы на победу подтверждают социологические замеры. Например, в Челябинской области опрос, проведенный в конце июля лабораторией прикладной политологии и социологии Челябинского филиала РАНХиГС, показал, что у нынешнего врио губернатора Бориса Дубровского отрыв от конкурентов более чем внушительный: на тот момент за него проголосовало бы в шесть раз больше избирателей, чем за ближайшего по количеству голосов оппонента.

Высокий рейтинг среди населения и у врио губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Даже в Югре и ЯНАО (входят в состав «тюменской матрешки» и будут голосовать за тюменского губернатора), жители которых, по мнению политологов, больше знают «своих губернаторов, а не соседнего», ему удалось заручиться поддержкой населения. О уверенности его команды в победе говорит и тот факт, что Якушев последним зарегистрирован в качестве кандидата: во многих субъектах избиркомы старались выдать удостоверения в первую очередь главам территорий. В этом регионе, по наблюдениям политологов, кампания проходит без скандалов. По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, тюменская кампания войдет в историю по количеству заключенных соглашений между провластными и оппозиционными структурами и персонами.

Эксперты ждали жесткой предвыборной борьбы в Башкирии и Оренбуржье. Однако в РБ из кампании досрочно вышел экс-премьер республики Раиль Сарбаев, который считался основным конкурентом действующего главы региона: выдвинувшая его «Гражданская сила» на внеочередном съезде решила отозвать кандидата (см. «Из избирательной гонки за пост президента Башкирии выбыл экс-премьер республики Раиль Сарбаев», «Э-У» № 29 от 14.07.2014). Вероятно, за место руководителя субъекта РФ смог бы побороться представитель СР Константин Шагимуратов, но он не собрал нужного количества депутатских голосов. По его словам, в регионе не осталось районных депутатов для сбора подписей, так как все они уже подписались за других, причем даже тогда, когда необходимости в этом не было. Всего из 11 выдвиженцев подписи в нужном количестве здесь смогли представить в избирком только четыре кандидата. Политолог Ростислав Туровский подчеркнул, что в отличие от Сарбаева Шагимуратов не так хорошо известен, если и применялся административный ресурс, то особого смысла в нем не было.

В Оренбургской области ЛДПР (решением верховного совета партии) отозвала депутата Госдумы Сергея Катасонова. Единственного, по мнению политологов, реального конкурента врио губернатора. Причина — «информация, полученная из правоохранительных органов» (речь идет об уголовном деле, которое было возбуждено еще в 2011 году). После этого лидер оренбургских справедливороссов Владимир Фролов в соцсети призвал оппозицию вообще проигнорировать выборы. Оренбургские политологи уверены, что таких баталий на губернаторских выборах как в 1999 году, когда во второй тур вышли сразу три кандидата, точно не будет: «Сработали фильтры — и муниципальный, и партийный. Статусных кандидатов не осталось».

О конкурентах-статистах говорят и в Курганской области, и в Удмуртии. Так, в Зауралье врио губернатора Алексею Кокорину будут противостоять житель Челябинска («Патриоты России»), врач-рентгенолог (ЛДПР) и заместитель директора Тюменского института новых экономических решений (КПРФ). В Удмуртии у главы региона, по мнению местных политологов, оппонентов, которые могут его опередить по итогам голосования, нет.

— Никакой интриги на предстоящих выборах не будет, — считает Александр Кынев. — Какова мотивация идти на участки? Явка будет низкой. Но не думаю, что в Кремле будут требовать высоких показателей. Этот процесс наблюдается уже лет 20, ведь неслучайно федеральные власти сняли все ограничения по явке.

Есть и другие мнения — даже если население считает, что победитель на губернаторских выборах уже известен, оно пойдет голосовать за городских, районных депутатов и глав МО, где итог не предопределен. Только в Челябинске, где в этом году будут впервые выбирать районные думы (областной центр разделят на семь самостоятельных муниципалитетов), на 170 депутатских мест заявилось 1,2 тыс. человек. Из них половина самовыдвиженцы.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №33-34 (611) 18 августа 2014
    Стратегическое планирование
    Содержание:
    Расписание работы

    Новый закон о стратегическом планировании рисует стройную бюрократическую систему целеполагания, прогнозирования и планирования, однако не говорит, кто и как будет выстраивать ее на практике

    Реклама