Остановить конвейер

Недвижимость
Москва, 18.08.2014
«Эксперт Урал» №33-34 (611)
Российские школы по-прежнему похожи на заводы, но прообразом их построения должна стать многофункциональная городская площадь, считает старший консультант КБ «Стрелка» Розалия Тарновецкая

— В 60 — 80-е годы XX века главной мировой тенденцией было превращение школы в завод по производству граждан. Это определяло выбор проектировочных решений. Образовательные учреждения строились по принципу «одно помещение — одна функция», классы связывала коридорная система. Ребенок, множество раз перемещаясь по заданной программно-технологической цепочке, должен был выйти из школы готовым к труду человеком.

Но с конца 80-х в городской экономике все сильнее звучат постиндустриальные тренды. Трансформируется и школа. Во-первых, помещения в ней становятся полифункциональными, а их пространство — гибким (например, за счет мобильных перегородок появляется возможность приспосабливать классы под требования образовательного процесса).

Во-вторых, «сердце» перемещается из кабинета директора в главный атриум или во двор. Здесь могут располагаться столовая, библиотека, актовый зал (в Дании, например, на школьной площади можно организовать амфитеатр). В-третьих, функционально пустые рекреации замещаются осмысленными общественными пространствами, которые можно использовать в образовательных и развлекательных целях (в некоторых европейских школах в холлах устанавливают батуты или скалодромы). 

В-четвертых, школа становится более открытой, из исключительно образовательного учреждения она превращается в центр локального сообщества. Люди могут прийти в нее, чтобы позаниматься спортом, художественной самодеятельностью, перекусить, провести свободное время. Наконец, последний аспект — классно-урочная система заменяется индивидуальными занятиями. В Копенгагене, например, еще в 2002 году открылась школа без классных комнат. Тогда министр образования Дании заметил: здесь каждый ребенок сможет учиться в своем темпе в открытом пространстве.

В России устаревшая система СНиПов, СанПинов приводит к нерациональному использованию ресурсов площадей. В нормировании действует советский приоритет общественного над частным. В Москве, например, минимальная жилая площадь, предназначенная для ребенка, составляет 10 кв. метров. А в новых школах на учащегося должно приходиться 17,3 квадрата (стоимость строительства кв. метра — около 2 тыс. долларов, эксплуатации — около 2 долларов в месяц). В образовательном учреждении дети проводят всего 37 часов в неделю. Диспропорция очевидна. 

Центральный холл школы на 1200 учащихся в датском Фредериксхавне 032_expert-ural_33_2.jpg
Центральный холл школы на 1200 учащихся в датском Фредериксхавне

Российские стандарты предполагают расчет площади помещений исходя из количества классов. Но есть более прогрессивный способ — индекс эффективности использования пространства. Это отношение количества часов по предмету ко времени доступности помещений в неделю.

Подытожим. Я вижу восемь векторов, которые нужно учитывать при проектировании новых школ, — индивидуализация, гибкость пространства, компьютеризация, «деиндустриализация» образования, диверсификация социума (когда ребенок имеет возможность проявить свои таланты не только в учебе, но и в спорте, творчестве, самоуправлении), организация домашней атмосферы, полифункциональность и инклюзивность.

Нагрузка на пространства в российских школах не сбалансирована. Одни часто пустуют, другие – не могут вместить всех желающих

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №33-34 (611) 18 августа 2014
    Стратегическое планирование
    Содержание:
    Расписание работы

    Новый закон о стратегическом планировании рисует стройную бюрократическую систему целеполагания, прогнозирования и планирования, однако не говорит, кто и как будет выстраивать ее на практике

    Реклама