Открыть закрытый

ЗАТО
Москва, 29.09.2014
«Эксперт Урал» №40 (617)
Диспропорции в развитии закрытых городов с каждыми годом усиливаются. Решить их специфические проблемы можно только путем синхронизации планов базовых компаний, муниципалитетов и регионов. Первые попытки сделаны через формирование долгосрочных комплексных программ

Фото: Елена Елисеева

Россия остается единственной страной в мире, где до сих пор живы города с особым статусом — закрытые территориальные образования (ЗАТО; последние китайские распрощались с этим званием в 2013 году). Это наследие СССР связано с гонкой вооружений: размещаемые в ЗАТО предприятия строились под стратегические задачи безопасности страны. В силу этого вокруг таких городов создавался жесткий режим секретности, в них применялись специальные форматы финансовой поддержки территорий и их жителей, сложился особый стиль корпоративной культуры. За последние двадцать лет стратегические задачи, номенклатура продукции, объемы выпуска расположенных в ЗАТО предприятий изменились, появились новые вызовы, снимать которые в прежней парадигме отношений «предприятие — город — население» все сложнее. Четыре года назад корпорация «Росатом» (ее производственные мощности находятся в десяти ЗАТО, в том числе в пяти на Урале: Лесном, Новоуральске, Озерске, Снежинске, Трехгорном) инициировала дискуссию о возможных сценариях развития закрытых городов.

В начале этого года за подписью президента страны Владимира Путина вышло поручение по формированию долгосрочных программ комплексного развития ЗАТО для регионов, на территории которых они расположены (на Урале это Свердловская и Челябинская области). На основе этих документов может быть разработана федеральная подпрограмма с выделением финансирования. И хотя министерство регионального развития, курировавшее эту работу, упразднено, попытка системно посмотреть на будущее особых городов заслуживает внимания.

Утечка

Главный вызов связан с начавшейся модернизацией градообразующих предприятий: без резкого повышения производительности труда и снижения немалых издержек на социальные расходы они не в состоянии выдерживать конкуренцию, прежде всего на мировых рынках.

Одним из первых в отрасли этот путь прошел Уральский электрохимический комбинат (Новоуральск, Свердловская область), входящий в топливный дивизион корпорации «Росатом»: в 2009 году на комбинате работало 11,5 тыс. человек, а сейчас — 2,9 тысячи. В целом на предприятиях топливного дивизиона «Росатома» сегодня занято от 2% до 7% трудоспособного населения городов, тогда как еще десять лет назад — 50%.

Стандартный набор решений в виде создания на такой территории новых видов производств, условий для появления предпринимательства, привлечения инвесторов помогает далеко не всегда. Во-первых, это связано с земельным законодательством: земли в ЗАТО квалифицируются как изъятые из оборота, их нельзя получить в собственность, и это обстоятельство отпугивает внешних инвесторов. Во-вторых, сказывается высокий износ инженерной инфраструктуры в большинстве городов: коммунальные сети, построенные полвека назад, достигли критического состояния. Во многих ЗАТО есть дефицит энергомощностей, что также тормозит запуск инвестпроектов. За счет текущего финансирования провести модернизацию городского хозяйства муниципалитетам явно не по силам, а инструменты частно-государственного партнерства применять сложно из-за закрытого статуса городов.

Следующий негативный момент — снижение уровня социально-культурной инфраструктуры, служившего некогда мощным конкурентным преимуществом ЗАТО: кинотеатры, дома культуры, парки и скверы стареют, а ресурсов для их обновления не хватает. И последняя тревожная тенденция, набирающая обороты, — недостаток качественного и относительно недорогого жилья. Все это в совокупности негативно влияет на настроения горожан и приводит к оттоку самых работоспособных. Уезжает молодежь.

Просто просить денег у федеральной казны сегодня не получится: в жестких бюджетных условиях федеральные власти не готовы увеличивать трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности ЗАТО.

Синергия

Логика формирования комплексных программ — решения, увязывающие интересы градообразующего предприятия, муниципалитета и его жителей.

Чтобы снять большую часть обозначенных рисков, городам нужны новые рабочие места. Дискуссии последних лет показали, что делать ставку только на развитие малого и среднего бизнеса нецелесообразно: его потенциал в ЗАТО невелик, и большой слой предпринимательства быстро не появится. Проблемы, порождаемые модернизацией базовых компаний ЗАТО, легче решать за счет появления крупных и средних проектов. С наибольшей долей вероятности они могут возникнуть в недрах все тех же базовых компаний, имеющих долгосрочные стратегии. Как правило, эти стратегии учитывают развитие профильного направления, создание новых видов гражданской продукции, а также предполагают выведение части непрофильных активов в самостоятельные виды бизнеса. Эти процессы в любом случае шли и будут идти под управлением Росатома. Другой разговор, насколько активно к ним подключатся муниципалитеты и регионы. Если ничего не предпринимать, то есть полагаться на инерционный сценарий, разрыв между динамикой городов и предприятий будет увеличиваться. Поэтому эксперты, работающие над программами, ищут сейчас для городов целевые сценарии, синхронизирующие планы всех сторон. Это позволит ускорить запуск новых инвестиционных проектов и одновременно решить вопросы, связанные с износом инфраструктуры. Методология, разработанная и предложенная Росатомом, предполагает, что федеральное финансирование получат проекты, отвечающие двум условиям: во-первых, инвестиционные планы города увязаны с решениями задач инфраструктурного развития, а во-вторых, готова проектно-сметная документация. Если авторы программы докажут, что строительство жилого дома необходимо для размещения рабочих, занятых на новом производстве, шансы получить ресурсы сильно возрастают.

Первая попытка комплексного рассмотрения будущего особых городов чрезвычайно важна. При всех вышеописанных рисках, ЗАТО имеют несколько важных преимуществ в сравнении с другими территориями: у базовых компаний есть готовые производственные площадки, причем хорошего уровня; здесь по-прежнему сконцентрирован высококвалифицированный персонал, а большинство имеет еще и огромный научный и инновационный потенциал. И если сейчас власти городов и регионов сумеют пройти этап переформатирования экономик через подготовку и защиту комплексных программ, есть шансы в будущем убедить федеральные власти сформировать новые подходы к таким городам как к зонам опережающего развития.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №40 (617) 29 сентября 2014
    Городское развитие
    Содержание:
    Обретение смысла

    Уфа пытается встать на новые градостроительные рельсы: наладить сотрудничество с близлежащими территориями, быть более компактной и проницаемой. Проблема в том, что это игра на опережение, а убедить всех в необходимости изменений непросто

    Реклама