Правильный расчет

Сергей Селянин
руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт-Урал»
13 октября 2014, 00:00   Урал

Конкуренция за приток новых предприятий и организаций в банковском секторе становится все жестче. В результате простое расчетно-кассовое обслуживание перерастает в разряд высокотехнологичных операций, сопровождается сложными маркетинговыми ходами и развитием небанковских сервисов

С сентября-2013 по сентябрь-2014 остатки на рублевых расчетных счетах клиентов в целом по банковской системе страны выросли на 9,8%. Средства на счетах юридических лиц и организаций — лакомый, практически бесплатный, а на фоне перебоев с ликвидностью — особо ценный для банков ресурс. Аналитический центр «Эксперт-Урал» проанализировал его структуру и факторы роста.

Статистика

Динамика остатков на расчетных счетах клиентов имеет ярко выраженную сезонность: рост начинается осенью, пик приходится на начало года, а к лету дело идет на спад (поэтому мы анализируем прирост не с начала года, а за 12 месяцев, от сентября к сентябрю; кроме того, чтобы исключить влияние курсовой разницы, берем только рублевые расчетные счета).

Различается динамика и по группам банков. Львиная доля роста пришлась на Сбербанк (12%) и шесть государственных (31,7%). У прочих объемы не только не увеличились, но и упали на 0,4%. Существенный рост остатков на счетах мы видим также у крупнейших частных банков страны, сокращение — у иностранных дочерних, небольших московских и региональных.  

Уральские банки (традиционно исключаем из расчета четыре крупных, имеющих значительное число офисов за пределами Урала: ХМБ, УБРиР, СКБ-банк и Банк Югра) потеряли на счетах предприятий и организаций 12%. Это можно объяснить кризисом доверия — перетоком клиентов в банки с государственным участием на фоне массовой кампании по отзыву лицензий. Кроме того, госбанкам и крупным частных учреждениям существенную помощь оказывает бюджет. В итоге остатки на счетах бюджетных и госпредприятий, например в Сбербанке, выросли на 21,9%, у остальных госбанков — на 11%, крупных частных банков — на 13%, в то время как у региональных банков они сократились на 1,3%.

В этой связи интересно посмотреть на структуру рублевых расчетных счетов в целом: самая большая доля у коммерческих организаций — 75%, у НКО и нефинансовых организаций (средства пенсионных фондов, страховых компаний, брокеров, управляющих компаний) — 11%, на госпредприятия и бюджет приходится 9% остатков, у нерезидентов — 2%, индивидуальных предпринимателей — 3%.

Технологии и сервис

Наличие этого ресурса во многом зависит от того, насколько успешно в банках выстроена система привлечения новых предприятий и организаций: чем больше счетов — тем больше денег. И «точкой входа» в банк для предприятий является самая простая операция — расчетно-кассовое обслуживание (РКО). Для крупных корпоративных клиентов услуги и тарифы на РКО, как правило, формируются индивидуально, а вот для привлечения малого бизнеса требуются стандартизированные подходы. И, как выяснилось в ходе экспресс-опроса, к этому направлению работы сейчас все банки подходят особенно тщательно.  

— Клиента в первую очередь интересует сервис. Банк, готовый предоставить удобный интернет-банк, график работы с платежами, понятный набор услуг, недорогие тарифы, всегда устроит клиента. Конечно, есть нюансы, которые клиент может учитывать при выборе обслуживающего банка: возможность получить кредит, мобильно разместить депозиты, наличие эквайринга, персонального менеджера, — формулирует руководитель блока «Малый и средний бизнес» СКБ-банка Илья Нугаев.  

Для малого и среднего предприятия не последнее значение имеет стоимость услуги РКО. Политика формирования цен на компоненты РКО у банков различна.

— Мы ориентируемся на себестоимость услуги для банка, этот принцип близок и понятен любому предпринимателю — затраты должны окупаться, — объясняет руководитель дирекции малого и среднего бизнеса Уральского банка реконструкции и развития Елена Сорвина. — Затем — на рыночную конъюнктуру, постоянно анализируем существующие на рынке услуги и стараемся предложить лучшую цену и наполнение. Наконец еще один аспект — востребованность. Новые, неизвестные широкой аудитории услуги мы предоставляем бесплатно или по минимальной стоимости. Но при этом в конкурентном анализе мы оцениваем совокупную стоимость расчетно-кассового обслуживания, то есть суммируем в тарифах стоимость ведения счета, обслуживания интернет-банка, sms- и e-mail-уведомлений, всех межбанковских и внутрибанковских платежей, комиссии за зачисление средств на счет клиента.

УБРиР относится к той группе банков, которая предпочитает открывать счета бесплатно, не брать плату за использование интернет-банка, за уведомления о движениях по счету и внутрибанковские платежи. То есть клиенты платят только за ведение расчетного счета, межбанковские платежи и операции с наличными средствами.

Немалая группа банков придерживается другой концепции — предоставлять бесплатное ведение счета. «Такой тариф на постоянной основе мы ввели в 2012 году, — рассказывает начальник управления комиссионных продуктов расчетно-кассового обслуживания банка «Кольцо Урала» Кирилл Сорокин. — Открыв счет за 500 рублей, клиент получает бесплатное обслуживание в интернет-банке, платежное поручение стоит всего 20 рублей, кроме того, в таком тарифе есть возможность бесплатного снятия наличных. К примеру, индивидуальный предприниматель, совершающий три платежа в месяц и снимающий по чеку 50 тыс. рублей, будет платить всего 60 рублей в месяц. Стоимость sms-информирования составляет 200 рублей в месяц, но подключается эта услуга исключительно по желанию клиента».

На втором месте по степени важности выбора условий РКО — скорость, что очень ценят предприниматели. Речь идет как об открытии счета, так и о проведении платежей. Анализируя этот аспект, клиенты часто задают вопрос о длине операционного дня. Почти все опрошенные нами банки утверждают, что отправить платежи в адрес клиентов других банков можно до 20 — 22 часов. Несколько сложнее сейчас банкам ускоряться в процедуре открытия счета из-за ужесточения антиотмывочного законодательства. «Сильно изменился порядок идентификации клиента, наше право и обязанность — анализировать деятельность предприятия, чтобы ответить на основной вопрос, является ли бизнес компании реальным», — объясняет управляющий директор департамента малого и среднего бизнеса ВУЗ-банка Олег Попков. Впрочем, по его мнению, многое в этом процессе зависит от квалификации менеджера: «В РКО важна персонализация. Срок открытия счета в числе прочего зависит от того, насколько быстро персональный менеджер и клиент определят оптимальный комплекс услуг РКО. Клиент может купить как пакетное предложение, так и создать свой набор из самых востребованных опций, чтобы не переплачивать за то, чем не пользуется».   

Пакетное обслуживание получило в последние годы широкое распространение, по этому пути сейчас идут многие федеральные банки, увязывая тарифы на РКО, например, с обслуживанием зарплатных проектов. «В 2013 году мы разработали и внедрили пять пакетов услуг для предприятий малого бизнеса. В пакеты включены, в частности, открытие и ведение расчетных счетов в рублях и иностранной валюте, работа в системе банк-клиент ELBRUS Internet, проведение платежей в российских рублях. В рамках пакета значительно снижается стоимость банковских сервисов: например, клиент может сэкономить порядка 25 — 50% на расчетно-кассовом обслуживании. Одними из первых на российском рынке мы включили в пакетное предложение скидки на услуги по торговому эквайрингу и зарплатным проектам. Кроме того, предложили сотрудникам компаний-клиентов воспользоваться специальными предложениями для физических лиц», — приводит пример такого похода директор регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка Виталий Милованов.

Однако далеко не все региональные банки спешат подхватывать эту идеологию.

— Мы используем единые универсальные тарифы, изучив которые, клиент может сразу просчитать свои расходы. При этом Первобанк не предлагает исключительно пакетные продукты: в пакет могут входить ненужные операции, а то, что, наоборот, необходимо данному клиенту, придется приобретать за отдельную и подчас высокую плату, — говорит директор департамента корпоративного бизнеса ОАО «Первобанк» Полина Киселева.

Еще одна конкурентная составляющая РКО — качество и технологичность удаленных систем обслуживания. Как выяснилось в ходе нашего опроса, работа над внедрением новаций в банках идет постоянно. Вот лишь несколько примеров.

— Мы планируем запуск устройства Токен для смартфонов, чтобы сделать мобильный банк полноценным расчетным приложением. Токены надежно защищают секретные ключи электронно-цифровой подписи и пароли при создании и отправке в банк платежных документов через интернет-банк. В свою очередь это позволить расширить функционал мобильного банка для бизнеса, добавив в него платежные опции. Кроме того, финансовая группа «Лайф» продолжает развивать для клиентов сервис LifePAD. Это платформа, включающая облачные решения и систему дистанционной поддержки клиента через планшетные устройства. Клиенты получат доступ к десяткам мобильных приложений и решений для ведения бизнеса, — делится планами Олег Попков.

— Наши клиенты для экономии времени и простоты взаимодействия с банком уже давно используют интернет-банк Light c доступом с мобильных устройств, при этом мы постоянно дорабатываем его функционал, делаем более удобным интерфейс. Например, сейчас в тестировании находится крупное обновление интернет-банка. Поэтапно до конца 2014 года мы будем вводить в эксплуатацию новый, гораздо более наглядный и просто красивый дизайн, позволяющий получать больше информации о расчетном счете в одном окне, проще находить нужные данные с помощью усовершенствованной навигации и поиска, — рассказывает Елена Сорвина.

— В октябре мы запускаем новый интер­нет-банк для бизнеса, который будет работать со всех популярных устройств, браузеров и операционных систем, — говорит Кирилл Сорокин.

При этом банки стремятся насытить программы РКО небанковскими услугами. Как нам рассказали в пресс-службе Уральского Сбербанка, активно развивается E-invoicing — услуга электронного документооборота, которая позволяет корпоративным клиентам обмениваться документами с контрагентами в электронном виде и предоставлять отчетность в государственные органы без отправки бумажного носителя. «Через E-invoicing можно мгновенно передавать договоры, счета-фактуры, накладные, налоговые, таможенные и другие документы, которые благодаря использованию электронной подписи имеют юридическую силу. Доступ к этому сервису был запущен на Урале в 2013 году, его получили уже более 20 тысяч региональных предприятий и организаций», — подчеркивают в пресс-службе.  

Не стоит недооценивать и систему бонусов, повышающих лояльность клиентов по РКО. Банки постоянно проводят акции с розыгрышем призов, предоставляют дополнительные льготы, скидки, бесплатное обслуживание в течение определенного периода.

Высокий уровень конкуренции на рынке заставит банки и далее совершенствовать, казалось бы, самую простую банковскую операцию — ведение счета. И мотивацией для банкиров вкладываться в направление будет не только рост остатков на счетах. По мнению Виталия Милованова, сама услуга расчетно-кассового обслуживания является косвенным драйвером развития сегмента малого и микробизнеса: «Тот, кто сегодня пришел открыть счет для своей компании, завтра примет решение обратится за кредитом, услугами эквайринга или захочет стать нашим партнером по зарплатному проекту».