Дворянство к диплому

17 ноября 2014, 00:00
  Урал

Инженерному образованию в России более трехсот лет: в 1701 году Петр Первый издал указ об учреждении в Москве первой в России школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростью искусств учения». На Урале первый инженерный вуз появился в 1914 году — в Перми открылось отделение Петроградского университета. На тот момент в России насчитывалось 15 государственных инженерно-промышленных вузов (в основном в Петербурге, Москве, Киеве и Харькове), где обучалось 24 тыс. студентов — 40% от всех учащихся в российских вузах. Выпускники с отличием к диплому получали государственный чин и право на потомственное дворянство. Наибольшими привилегиями пользовались горные инженеры, инженеры путей сообщения, лесного и межевого дела, а также инженеры-связисты, служившие в телеграфном ведомстве: они носили свою форму, имели военные чины и объединялись в спецкорпуса, хотя формально и не являлись военнослужащими. Инженеры руководящего звена имели генеральский статус. Это привлекало к освоению инженерно-технических профессий дворянскую молодежь, а для юношей из низших слоев инженерно-техническое образование выполняло роль социального лифта. Преподаватели технических вузов получали высокую зарплату (профессор — несколько тысяч рублей, что было сопоставимо с зарплатой заместителя министра), они также считались госслужащими высокого ранга.

После революции инженерно-техническое образование было реорганизовано и успешно адаптировано к потребностям советской плановой экономики. В 1927 году в СССР насчитывалось 26 технических вузов, в них обучались 46,9 тыс. студентов. Основной проблемой подготовки новых инженерно-технических кадров в тот период являлся низкий общеобразовательный уровень населения. Для привлечения в технические вузы выходцев из рабочих и крестьян для них стали создавать рабфаки, уже к середине 1930-х годов почти каждый второй поступавший в вуз был рабфаковцем. За период с 1930 по 1940-е годы количество технических вузов в СССР увеличилось в четыре раза и превысило полторы сотни. Численность инженерно-технических работников, например на предприятиях машиностроения и обработки металлов, увеличилась с 28 тысяч в 1928 году до 253 тысяч в 1937-м. Именно в 1930-х годах были успешно воздвигнуты такие промышленные гиганты, как ДнепроГЭС и Турксиб, созданы металлургические и тракторные заводы в Магнитогорске, Новокузнецке, Челябинске, появились Уралмаш, Уралвагонзавод. Более 90% студентов технических вузов получали стипендию, а обучавшиеся в вузах, организованных при заводах, имели повышенную (на 15%) стипендию. Размер ее был значителен: 400 рублей в год в вузах Москвы, Ленинграда и столицах союзных республик и 300 рублей — в вузах остальных городов СССР (средняя зарплата рабочих и служащих на тот момент составляла 396 рублей).

В годы Великой Отечественной и в послевоенный период подготовка инженерно-технических кадров в высшей школе по объективным причинам сократилась в два-три раза (часть вузов оказалась на оккупированной территории, другие были разрушены). Но уже в 1950 году она по количественным показателям почти достигла довоенного уровня: выпуск специалистов с высшим техническим образованием составил 37 тыс. человек. За последующие десять лет этот показатель увеличился  более чем в три раза (в 1960 году вузы выпустили свыше 120 тыс. инженеров). В результате к концу 1950-х годов СССР по числу инженеров достиг уровня США, а в 1960-х годах превзошел его.

Сформировавшаяся за 70 лет система советского инженерного образования была достаточно эффективной, о чем свидетельствуют общепризнанные достижения СССР в науке и технике. В 1987 году в СССР было заявлено 83,7 тыс. патентов, в то время как в США в том же году — лишь 82,9 тысячи, в Германии и Англии — 28,7 тыс. патентов. На долю советской науки приходилась четвертая часть всех изобретений в мире.

После распада СССР ввиду резкого сокращения производственного сектора потребность в специалистах технического профиля существенно уменьшилась. Выпуск из госвузов за последние два десятилетия в процентном соотношении упал почти вдвое — с 42% в 1988 году до 22% в 2008 году, в то же время в 2,3 раза увеличилась доля дипломированных экономистов и менеджеров. Существовавшая в советский период эффективная система профессиональной ориентации молодежи (в том числе многочисленные школы и кружки научно-технического творчества) после 1992 года оказалась в России ненужной и была полностью демонтирована. Технические профессии, работа на производстве, в НИИ или КБ утратила в глазах молодежи какую-либо привлекательность.