Кадровый ответ Чемберлену

Артем Коваленко
17 ноября 2014, 00:00
  Урал

Возрождение инженерной школы на Урале — обязательное условие для развития производства и выполнения задач импортозамещения, считает ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров

Виктор Кокшаров

— Кризисные явления всерьез заставляют задуматься о качестве регионального человеческого капитала. Именно качество, а не дешевизна труда играет особую роль. Неслучайная тенденция: если в последние 20 лет промышленные производства перемещались в Азию, то сейчас они возвращаются в США и Европу, где есть высококвалифицированные кадры, поскольку именно интеллект — главная составляющая успеха. Чтобы соответствовать мировым трендам, мы должны повышать требования к специалистам, инвестировать в переподготовку и обучение кадров. Никто не отменял задач по реиндустриализации, переходу к четвертому технологическому укладу. Теперь стоят задачи по импортозамещению. Чтобы производить продукцию европейского качества, необходима определенная квалификация. Нашим ответом Чемберлену станет комплексная программа по развитию уральской инженерной школы. В ее основе — идея построения системы непрерывного технического образования: от общего, среднего профессионального и высшего до дополнительного. Сейчас упор делается на довузовской подготовке, на этом этапе с помощью школ технического творчества надо готовить мотивированных к обучению ребят. Но это только фундамент, многое зависит от качества программ среднего и высшего образования.

В июне на Совете по науке и образованию при президенте РФ были названы основные типы инженерных кадров, требующиеся современной промышленности. Это линейные и так называемые инновационные инженеры. Мы считаем, что в этот перечень надо обязательно включить техников, которые обладают навыками рабочих и инженерными знаниями. Поэтому один из разделов проекта Уральской инженерной школы подразумевает разработку гармонизированных программ среднего специального и высшего образования. Они дают возможность выстроить индивидуальную траекторию ускоренного обучения в рамках прикладного бакалавриата в вузе.

Основное внимание уделяется разработке и реализации инженерных образовательных программ нового поколения. Мы их называем партнерскими. Они спроектированы под заказ и реализуются при непосредственном участии работодателей. Причем парт­нерство начинается на этапе проектирования задаваемых результатов обучения — мы вместе формируем портрет компетенций будущего выпускника, то есть решаем, какими навыками и умениями он должен владеть. Совместный форсайт вуза и бизнеса — это очень правильно. Без работодателя сложно понять, кто именно будет востребован на производствах в будущем. Другая сторона партнерства — создание базовых кафедр на предприятиях. Такая возможность заложена в закон об образовании РФ. Мы уже открыли 12 кафедр, и этот процесс продолжается, рассматриваются новые заявки. Последний пример — создание базовой кафедры «Металлургия» совместно с УГМК. Организована уникальная лаборатория, УрФУ вложил 170 млн рублей, УГМК — 660 миллионов. Этот комплекс станет местом обучения наших студентов, местом производства новейших технологий.

Новой формой интеграции могут стать центры дополнительного профессионального образования, которые на договорной основе уже на базе предприятия объединяют для решения кадровых проблем как образовательные организации различного уровня, так и учебные центры. Такие центры решают широкий круг задач — от мотивации школьников и подготовки рабочих до адаптации профстандартов и организации совместных научных исследований.

Для подготовки специалистов новой формации необходимо менять и образовательные технологии. Одной из этих новаций является технология проектного обучения, которая была известна еще в советское время. Суть ее в том, что студенты выполняют проектные работы, сложность которых постепенно возрастает. Проекты выполняются командами. Именно в такой командной работе формируются необходимые инженеру лидерские качества, умение отстаивать идею, нести ответственность за принятые решения. Этот подход успешно развивается в целом ряде ведущих высших учебных заведений мира.

В нынешних условиях, условиях достаточно сложных, поддержка со стороны региона (а идея возрождения школы инженеров принадлежит губернатору) в подготовке технических кадров, повышении их квалификации является действенным инструментом улучшения конкурентоспособности предприятий.