Припорошило

Русский бизнес
Москва, 15.12.2014
«Эксперт Урал» №51 (628)
Изменение экономической и политической ситуации повлекло за собой формирование новых требований предприятий к транспортным компаниям. Перевозчики единодушны в прогнозах: 2015-й будет сложным

Данные аналитической компании «АСМ-холдинг» свидетельствуют: продажи грузовых автомобилей в России по итогам трех кварталов упали на 22,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего 2013-го. Несмотря на относительно небольшое снижение грузопотока автомобильного транспорта (за девять месяцев он сократился, по информации Росстата, на 2,5%), положение перевозчиков представляется непростым. Не показывают положительной динамики и железнодорожные перевозки, падение погрузки на сети РЖД за три квартала — 1,2%. В бизнесе и тех, и других в последние годы было немало трудностей, и новая экономическая и внешнеполитическая ситуация не могла не сказаться на их количестве.

Меняемся

Перевозчики выделяют четыре ключевые тенденции, сформировавшиеся в 2014 году. Первая — падение импорта из Европы.

— Можно предположить, что оно во многом связано с запретом на ввоз продуктов питания. Уменьшение внешнеторгового оборота будут ощущать в первую очередь автоперевозчики — они везут грузы из Европы, — комментирует генеральный директор ГК «Оборонснабсбыт» (контейнерный терминал C.I.T.) Игорь Суханов. — Мы не фиксируем снижение, хотя нужно понимать, что контейнерный грузопоток из Европы на Урал невелик. Но, к примеру, из Эстонии контейнеры стали приходить очень редко.

Вторая тенденция — переориентация транспортно-логистических схем на Дальний Восток и юг страны. Как сказано в информационно-статистическом бюллетене Минтранса РФ, автомобильные грузоперевозки крупными и средними компаниями в январе — сентябре 2014 года сократились в пяти федеральных округах из восьми. В плюсе остался Центральный федеральный округ (прирост 3,9% к трем кварталам 2013-го), Сибирский (0,5%) и Дальневосточный (15%). Переориентация продиктована как изменившейся внешнеполитической ситуацией, так и стремлением ритейлеров осваивать эти территории. «Клиенты федерального уровня увеличивают продажи за счет Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в связи с этим окно импорта через Дальний Восток набирает популярность», — отмечает директор по операциям FMLogistiс Александр Павлов. В группе компаний «ИнтерТрансАвто» говорят об увеличении грузопотоков на Казахстан и Узбекистан. Дальний Восток, вероятно, является не единственным направлением, на которое перевозчикам пришлось обратить внимание.

Третий тренд — активизация работы над сокращением расходов, в том числе транспортных.

— Во-первых, грузоотправители более жестко требуют соблюдения согласованных сроков доставки, вплоть до определенного часа. Во-вторых, вводят постоянный мониторинг статуса грузов, находящихся в нашей транспортной сети. В-третьих, применяют штрафные санкции за нарушение сроков доставки, даже за незначительные, — рассказывает начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD в России Сергей Власов.

— Сокращение издержек — одно из условий выживания многих отправителей и получателей грузов в нынешней ситуации. Сделать это можно разными способами. Во-первых, за счет прямого скидывания цены. В этом случае выигрывают транспортные компании, предложившие меньшую стоимость за тот же сервис, что и конкуренты. Во-вторых, нередко грузоотправители пытаются сократить сроки поставки, уменьшая, таким образом, стоимость перевозки. Тогда в выигрыше будут транспорт­ники, сумевшие организовать перевозку в максимально сжатые сроки. В-третьих, и это тенденция последних месяцев, все больше клиентов интересуются услугой «одного окна». И в этом вопросе «на коне» те перевозчики, у кого процесс доставки отлажен до мелочей, — объясняет Игорь Суханов.

Четвертая тенденция — задержка оплаты оказанных услуг. Руководитель ГК «ИнтерТрансАвто» Александр Волик:

— Мы пока не ощутили снижения объемов перевозок, но вот с платежеспособностью у многих наших клиентов начались серьезные проблемы. Ранее, в предыдущие кризисы, ничего подобного не было. Мы специализируемся на работе с крупнейшими предприятиями Екатеринбурга и области, их объемы перевозок очень велики. Причем все они на значительной отсрочке платежа. Если у одной компании начинаются проблемы с оплатой — это не страшно, но когда они у нескольких предприятий одновременно, нам приходится очень непросто.

С одной стороны, перечисленные изменения открывают перед компаниями новые возможности. Те, кто сможет предложить клиентам более эффективные подходы к организации логистики, подстроиться под меняющиеся направления грузопотоков и пережить задержки платежей, однозначно выиграют. С другой — неизбежное снижение грузоперевозок ударит по всем без исключения.

И собираемся

— В декабре 2014 года мы видим существенный рост грузопотока. Клиенты традиционно увеличивают товарные запасы в регионах для того, чтобы обеспечить необходимое количество и номенклатуру товаров на период новогодних праздников. А в 2015 году нас ждут серьезные испытания. На фоне экономического спада правительство страны планирует ввести платный проезд по дорогам федерального значения для большегрузных транспортных средств. Продолжится подорожание автомобильного топлива. Это лишь часть факторов, которая вызовет увеличение стоимости грузовых перевозок и повлияет на объемы всех видов транспорта, — прогнозирует Сергей Власов.

— Всплеск продаж будет иметь кратко­срочный эффект. В 2015 году, если не изменится политическая ситуация, продолжатся рост цен и снижение покупательной способности, мы увидим спад на рынке грузоперевозок, соглашается директор по транспортной логистике Itella в России Андрей Шабардин.

Как считает директор департамента транспортной логистики компании «Молком» Тимур Ратников, часть компаний, как и в 2008 году, будет вынуждена уйти с рынка: останутся самые стабильные и крупные, а также мелкий бизнес, зачастую работающий по «серым» схемам. Оптимистичнее настроен Игорь Суханов, отмечающий, что рост и импорта, и объема грузоперевозок в целом возобновится после стабилизации рубля. Вопрос в том, когда это случится.

Рынок уходит в новый кризис, так и не вернувшистъ на уровень 2008 года
За последние три года дизельное топливо подорожало на 38%
Только три месяца в году погрузка на железной дороге демонстрировала положительную динамику

Новости партнеров

«Эксперт Урал»
№51 (628) 15 декабря 2014
Реформа высшего образования
Содержание:
Мерять гарвардами

В погоне за высокими позициями в международных рейтингах российские университеты не должны забывать о стратегических задачах

Реклама