Иннопром значит первый

16 февраля 2015, 00:00
  Урал

Впервые в новой экономической истории закрытый старопромышленный регион доказал, что может зарабатывать в конгрессном бизнесе федерального уровня

Экс-губернатор Александр Мишарин (на фото слева) сумел привлечь на первый Иннопром административный ресурс в лице тогдашнего вице-премьера Игоря Сечина (в центре)

В 2010 году, когда команда только назначенного губернатора Свердловской области Александра Мишарина (возглавлял регион с 2009 по 2012 год) решила провести в Екатеринбурге большой форум-выставку, мало кто верил, что замысел вырастет в долгосрочный проект федерального масштаба. Александру Мишарину нужна была хорошая имиджевая идея, способная привлечь внимание к региону и его собственной персоне. Требовалось чем-то срочно заменить майский Российский экономический форум, который проходил в столице Среднего Урала 14 лет подряд по инициативе первого губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. И новый губернатор сохранил традицию собирать элиту, однако придал форуму принципиально новый формат.

Москва и Санкт-Петербург на тот момент неплохо научились использовать географические и культурные особенности для конгрессного бизнеса, но перспективы его развития в глубокой российской провинции воспринимались с трудом: старопромышленный «опорный край державы» не привык эксплуатировать образ региона, открытого новым технологиям и миру.

Первая уральская выставка и форум Иннопром прошла в июле 2010 года в спешно построенных, а потому плохо приспособ­ленных ангарах общей площадью 40 тыс. кв. метров. Основой содержательной части дискуссии стала модная на тот момент тема внедрения инноваций и выявления барьеров инновационной активности в бизнесе. Считается, что на первую выставку свои экспонаты привезли 500 компаний. Плохой Wi-Fi, отсутствие парковок, подъездных путей, питания, некачественная связь, «обязаловка» участия ведущих предприятий — местные СМИ в поисках негатива тогда не стеснялись.

Организаторов между тем скепсис не смутил. Сразу после завершения выставки правительство области заявило проект строительства собственных площадей в объеме 50 тыс. кв. метров. Уже через год состоялось открытие «Экспо-Центра» — крупнейшего за МКАД. Второму Иннопрому досталось не меньше первого: предметом бурного обсуждения деловой элиты стали авральное завершение строительства, скандальные истории с невыполнением обязательств и расчетов с подрядчиками, все та же административная «разнарядка» для участников, «дутые» контракты и даже очереди в буфетах. Хотя с содержательной точки зрения второй форум тренд переломил. Его тогдашний продюсер, московская IPR Group, смогла построить системный диалог на основе собственного исследования инновационного климата в стране. Генеральный директор IRP Group Булат Столяров так сформулировал в интервью «Э-У» задачи проекта:

— Наши инноваторы любят говорить о том, что у них прекрасные проекты, но нет источников финансирования. Финансисты возражают: деньги есть, а вот проектов нет. Ученые утверждают, что имеют прекрасные идеи и замечательные разработки, и пеняют на то, что государство, по их мнению, не является квалифицированным заказчиком. Государство отвечает, что все это неправда, и занимается своими реформами, например, проектом Сколково. Мы решили каждый год спрашивать у инновационной элиты, что же в действительности происходит с инновационным развитием.  

Продолжить диалог, однако, не получилось: тема инноваций стала постепенно сходить с повестки дня. В основу идеи Иннопрома-2012 новый организатор форума, компания «Формика», заложила принципиально иную концепцию — «Технологии для человека». Правда, перспективы третьего Иннопрома оказались под большой угрозой: в мае 2012 года Александр Мишарин ушел с поста губернатора, а назначенный на должность Евгений Куйвашев, говорят, не сразу решился подхватить инициативу предшественника.

Рисков действительно было много. Несмотря на лояльное отношение федеральной власти к Александру Мишарину, до 2012 года первые лица страны уральский форум не замечали. Это обстоятельство не позволило называть его главной дискуссионной площадкой страны в области промышленности и инноваций, к чему стремились организаторы.

Евгению Куйвашеву удалось изменить отношение: участие в Иннопроме-2012 впервые принял председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

— Международные выставки — это всегда соревнование прорывных идей и технологий, которые приводят к фундаментальным изменениям в экономике. А мы сейчас находимся как раз на очередном этапе трансформации экономического уклада. Любая выставка заканчивается привлечением в регион инвестиций, и я надеюсь, что так будет и на этот раз. Не менее важно, на мой взгляд, то, что остается после проведения таких мероприятий, — это более комфортная среда для наших людей», — цитировали мы речь Дмитрия Медведева на открытии пленарного заседания Иннопрома-2012.

Визит премьера поднял престиж выставки и активность участников. Именно после 2012 года она получила федеральный статус, конкретного куратора — министерство промышленности и торговли РФ, а также статус главной промышленной коммуникационной площадки страны.

С каждым годом фокус внимания Иннопрома все больше отходит от изначально заявленной тематики, но при этом отражает текущий экономический момент: 2013 год — «Глобальная промышленность: стратегии и риски», 2014-й — «Промышленность в поисках интеллекта: глобальные тренды и специфика России». Заданная тема 2015 года — «Производственная эффективность».

Безусловно, реализация проекта далека от идеала и пока даже не приблизилась к результатам Ганноверских выставок, с которых областные власти берут пример. Организаторы замахивались на 150 — 200 тыс. кв. метров, однако в итоге крытая площадь комплекса так и не превысила 50 тысяч. Не построены и обещанные гостиница и конгресс-центр. Тем не менее факт налицо: никому из городов-миллионников повторить успех Екатеринбурга пока не удалось. Ближайший конкурент по крытой выставочной площади новосибирский Экспоцентр разместился на площади в 14,4 тыс. кв. метров, Нижегородская ярмарка — на 12 тыс. кв. метров.   

Не все пока ладно и с эффективностью: многие контракты подписываются в павильонах лишь для галочки и придания дополнительного пафоса. Тем не менее, как сказал нам один из участников на последнем форуме, «Иннопром — это место, куда приличной компании не появиться уже нельзя». Одно это уже заметно стимулирует всплеск деловой активности каждый июль во всем регионе Урала.

Исправляя ошибки и оттачивая технологии, Екатеринбург год за годом доказывает: промышленная провинция может на равных со столичными городами страны получать дополнительную капитализацию через организацию выставочных мероприятий федерального масштаба.