Меньше, да лучше

Русский бизнес
Москва, 02.03.2015
«Эксперт Урал» №10 (636)
Изменившаяся экономическая ситуация вынудила предпринимателей сократить расходы на участие в выставках. В 2015 году этот рынок неизбежно ждет сокращение, но одновременно с этим может вырасти качество проводимых мероприятий

Фото: Андрей Порубов

Екатеринбург и Пермь вошли в десятку рейтинга российских городов по событийному потенциалу — таковы результаты исследования, представленные в рамках Евразийского ивент-форума в Санкт-Петербурге. Компания R&C выбрала тридцать городов, сравнив их по таким параметрам, как развитие выставочной инфраструктуры и отельной базы, количество и уровень проводимых мероприятий, наличие программы продвижения. Первое место рейтинга занял Сочи, второе — Екатеринбург, третье — Казань, Пермь — на десятом (Москва и Санкт-Петербург в рейтинге не учитывались).

«Выставки, конгрессные мероприятия — это и зеркало экономики, и ее паровоз», — говорил нам два года назад генеральный директор компании «Уралэкспоцентр — ЕвроАзиатский выставочный холдинг» Александр Баранов (см. «Себя показать», «Э-У» № 27 от 08.07.2013). Чем они станут в 2015-м? 

Зеркало в двери

По данным Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в 2015 году его члены запланировали провести чуть больше тысячи мероприятий — на 4% меньше, чем годом ранее. Чтобы понять, стоит ли ориентироваться на эту цифру, мы сравнили планы трех крупнейших выставочных центров на территории Большого Урала: МВЦ «Екатеринбург-Экспо», «Пермской ярмарки» и Башкирской выставочной компании (к числу крупнейших относится выставочный комплекс «Башкортостан», но из-за отсутствия необходимой информации на его сайте взяли компанию, являющуюся основным организатором выставок на его площадях). В первом случае речь идет о снижении количества в 2015 году на 19%, во втором — на 32%, в третьем — на 11%. Ситуация на рынке, таким образом, представляется более напряженной. 

— Такие факторы, как сокращение маркетинговых бюджетов компаний, снижение их внешнеэкономической активности, оказывают негативное влияние на выставки. Год будет не из легких, большинство конгрессно-выставочных проектов ощутят уменьшение количества участников. Сильнее всего это затронет местные и межрегиональные проекты. Урезая бюджеты, компании будут выбирать участие в столичных мероприятиях в силу того, что там больше участников и посетителей, а значит, больше шансов на получение нужного контакта, — отмечает генеральный директор «ЮжУралЭкспо» (Челябинск) Татьяна Степанова.

— Сокращается не только количество выставочных проектов, но и количество экспонентов, их география, занимаемые площади, падает уровень оформления стендов. Недавно в Екатеринбурге прошла крупная строительная выставка, на ней все эти тенденции были заметны, — добавляет руководитель компании «Экспоком» (Екатеринбург) Михаил Мальцев. — Наши ключевые проекты — туристические выставки «Лето» и ExpoTravel. Аналогичные проходили в Самаре и Новосибирске, в этом году их не будет. Если некоторые операторы сократили летние программы на 70%, понятно, что примерно на столько будут урезаны и рекламные бюджеты. Очень сложная задача — найти нужные аргументы, привлечь операторов, убедить их не менять расходы на выставки.

Схожего мнения придерживается директор «ITE Урал» Олег Пакшин:

— На наш взгляд, выставки — это не зеркало экономики, а скорее входная дверь. И чем лучше экономическая ситуация, тем больше желающих в эту дверь войти. К сожалению, в силу ряда причин привлекательность российского рынка значительно уменьшилась. Это касается и международных компаний, которые предпочтут другие страны, и крупных российских игроков, у которых сокращаются продажи, и региональных предприятий. То есть, по большому счету, ситуация одинаково болезненна для всех.

Контакт на метр

По мнению экспертов, единственным положительным следствием сложившейся ситуации станет повышение профессионального уровня участников выставочного рынка.

— В новых условиях экспоненты и участники выставок более внимательно относятся к эффективности вложенных затрат, предъявляют новые требования к проектам и ждут от них качественной отдачи по части новых контактов и продвижения своей продукции или услуг. Понимая это, организаторы делают все, чтобы участие в выставках было оправдано для экспонентов. Это использование современных технологий в продвижении проекта, привлечение качественных посетителей, проработка деловой программы, тесное сотрудничество с профильными отраслевыми ассоциациями, министерствами, ведомствами и многое другое, — говорит Татьяна Степанова.

По словам Александра Баранова, ужесточение требований экспонентов может запустить трансферт передовых выставочных технологий от лидеров рынка, преимущественно столичных компаний, в регионы. «Мы всегда говорим о том, что продаем не квадратные метры, а контакты. Заманить участника — одна часть дела, вторая — организовать его встречу с потенциальными партнерами. Я думаю, кризис поможет тем выставочным операторам, которые этого захотят, улучшить свои навыки во второй части. Что касается роли паровоза, то она как минимум не уменьшится. Выставки могут стать драйвером развития новых направлений, рынков, объединяющим началом новых проектов», — отметил он.

Как было сказано, к примеру, на недавнем совещании в Минсельхозе РФ, выставки — важный инструмент содействия импортозамещению в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания. Причем речь здесь идет как о выставках формата b2b, так и о ярмарках для населения, посредством которых фермерская продукция могла бы поступать потребителю без посредников.

— Сказать, что выставка сдулась из-за проблем в экономике, проще всего, — итожит Михаил Мальцев. — Сейчас важно делать более интересные мероприятия. Не получается красивая застройка — взять качеством деловой программы и т.д. Ситуация на рынке сложная, но положение выставочных операторов в отдельности будет зависеть исключительно от их профессионализма.

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №10 (636) 2 марта 2015
    Имидж территорий
    Содержание:
    Тихая победа

    Субъекты Большого Урала добились весомых успехов в проведении крупных спортивных мероприятий. Но для получения максимального имиджевого и социального эффекта регионам предстоит много работать над их продвижением

    Реклама