Кладовая капитана Арктики

Ямал
Москва, 12.10.2015
«Эксперт Урал» №42 (662)
Индустриальные мегапроекты на Ямале будут реализованы в заявленные сроки, несмотря на кризис и санкции

1 октября депутаты Заксобрания ЯНАО выбрали главой округа 44-летнего Дмитрия Кобылкина, занимающего пост руководителя Ямала с 2010 года. Прямые выборы губернаторов ЯНАО и ХМАО были отменены в январе этого года (кандидатов на эти посты президенту РФ представляет губернатор Тюменской области, затем глава государства вносит одобренный им список претендентов в региональные Заксобрания). Губернатора ХМАО окружная дума избрала 13 сентября: регион возглавила Наталья Комарова (на этом посту с 2010 года). Федеральный центр сделал ставку на действующих руководителей ключевых субъектов.

Еще до решения парламента было понятно, что реальных конкурентов у капитана Арктики (так на Ямале называют Кобылкина) нет. Во-первых, он зарекомендовал себя как эффективный менеджер, способный выполнять задачи, поставленные перед ним федеральным центром (майские указы президента) и населением (развитие социальной инфраструктуры). Высокие позиции в рейтингах эффективности губернаторов этому подтверждение. Во-вторых, Кобылкин успешно контролирует социально-политическую ситуацию в регионе. В-третьих, ему удалось выстроить грамотные отношения с финансово-промышленными группами, которые представлены в ЯНАО. Главная задача на предстоящую пятилетку — реализация индустриальных мегапроектов, в которые только за последние четыре года инвестировано более 3 трлн рублей. До 2020 года эта сумма вырастет вдвое.

Губернатор рассказал «Э-У», как превратить центральную часть российской Арктики в новую точку роста экономики.

— Дмитрий Николаевич, какой перенастройки потребовала региональная экономика в период кризиса?

— Несмотря на западные негативные прогнозы, Россия и ее регионы из-за санкционной политики вовсе не пропали. Президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что страна уверенно проходит через полосу трудностей, так как наша экономика накопила внутренний запас прочности. И Ямал не исключение. Да, в начале года нам тоже было непросто. Мы оптимизировали статьи бюджета, некоторые планы отодвинули на будущее. Но реализация большинства проектов перевалила за 50%, так что наше развитие — это необратимый процесс, его не остановить. Объемы добычи газа и нефти в целом стабильны, а добыча газового конденсата даже выросла на 29%. А в целом за пять лет валовой региональный продукт увеличился вдвое и сейчас приближается к отметке в полтора триллиона рублей. По ВРП на душу населения Ямал занимает второе место в стране. Удвоена доходная часть бюджета. Создано более 25 тыс. рабочих мест.

Этот кризис, как бы мы его ни ругали, России на руку. Он должен сделать нас сильной и самостоятельной страной. Можно, конечно, занять выжидательную позицию: кризис пройдет, и мы станем богаче. Не станем. Именно в сложные времена нужно думать по-новому. Антикризисные меры уже выработаны, нужны новые идеи. И одна из них — это продвижение в Арктику, потому что Арктика — это инновации, наука, промышленность. И это люди, которые умеют в тяжелейшем климате строить дороги и жилье, прокладывать трубопроводы, возводить заводы и порты. Это то, что мы можем найти у себя в России, нам не нужно за этим бежать за рубеж. Это наше преимущество.

Не имеет аналогов…

— Россия сейчас пытается заместить производство технологий и оборудования для геологоразведки в Арктике, глубоководного бурения и добычи нефти из сланцевых пород. По вашим оценкам, когда страна сможет отказаться от западного оборудования?

— Как геофизик по образованию могу сказать: мнение о том, что Россия в Арктике зависима от западного оборудования и технологий, сильно преувеличено. Мы понимаем, кому выгодно раздувать этот миф о российской беспомощности в Арктике. На самом деле, по крайней мере, в отношении бурения и добычи на арктической суше, все происходит с точностью до наоборот. Ни одна страна мира в промышленных масштабах в таких условиях ни нефть, ни газ не добывала. А Россия в лице Газпрома, например, с помощью отечественных технологий и буровых станков успешно разрабатывает Бованенковское месторождение, находящееся далеко за Полярным кругом на полуострове Ямал. Еще дальше — на северо-восточной оконечности этого полуострова — осваивает Южно-Тамбейское месторождение компания Новатэк. По заказу этого газодобытчика Уралмашзавод разработал буровую установку «Арктика», которая способна функционировать при температуре до минус 60 градусов и бурить на глубину до 6 километров. Эта установка не имеет аналогов.

Безусловно, есть вопросы по российскому оборудованию для работы на арктическом шельфе, они сейчас решаются на уровне правительства России. Кроме того, нашим нефтяникам и газовикам и на континентальной части Арктики пока работы хватает. Запасы углеводородов на Ямале настолько огромны, что за все предыдущие полвека их интенсивного освоения из недр была извлечена лишь десятая часть минерально-сырьевых богатств.

— Как на ЯНАО сказывается падение объемов экспорта газа?

— Если бы я сказал вам, что никак, то покривил бы душой. В то же время я бы не назвал это падение ни значительным, ни стратегическим. За девять месяцев добыча газа по России в целом опустилась на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при этом, по данным Газпрома, в третьем квартале увеличился экспорт газа за рубеж по сравнению с тем же периодом 2014-го. В сентябре объем экспорта Газпрома вообще вырос на 24%. Поэтому в оценке воздействия объемов экспорта ямальского газа на экономику ЯНАО и России в целом я бы ориентировался на длительные периоды. И с этой точки зрения, объемы по-прежнему будут расти. Потому что, во-первых, Европе как основному потребителю российского газа просто неоткуда его больше брать. Не случайно ведь принято решение о строительстве еще одного магистрального газопровода из России в Германию. Причем обе нитки «Северного потока-2» мощностью 55 млрд кубометров в год должны быть введены в эксплуатацию уже до конца 2019 года. И это, конечно, придает дополнительную устойчивость новым центрам газодобычи, которые сейчас создаются на Ямале.

…и прецедентов

— Каковы прогнозы по добыче нефти на Ямале? Как стимулировать добычу трудноизвлекаемой нефти?

— Общие запасы нефти на Ямале составляют около 5 млрд тонн, половина из них — это трудноизвлекаемые запасы. Это соотношение сохранится даже с вводом новых месторождений, в связи с завершением строительства магистрального нефтепровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор». Вопросы добычи трудноизвлекаемых углеводородов особенно актуальны с учетом амбициозных планов увеличения объемов добычи нефти на Ямале в два раза — до 44 млн тонн. Стимулировать ее можно и нужно. Во-первых, с помощью федерального правового обеспечения экономической эффективности добычи трудноизвлекаемой нефти, льготного налогообложения. Во-вторых, за счет формирования условий для снижения издержек при добыче, создания транспортной инфраструктуры.

Всего жидких углеводородов на Ямале — 23 млрд тонн. Но основные их запасы — за Полярным кругом, в труднодоступных даже по ямальским меркам местах. Тем не менее российские компании уверенно создают новые центры нефтедобычи. Прошлой зимой, например, «Газпром нефть» морской отгрузкой нефти с Новопортовского месторождения на Ямале по Севморпути вывела на мировой рынок новый сорт нефти, который так и назвали «Новый порт». В сентябре этого года «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции арктического терминала для круглогодичной погрузки нефти в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на полуострове Ямал и дальнейшей ее транспортировки морскими танкерами в Европу. Уже в следующем году это позволит увеличить объемы добычи на Новопортовском месторождении до 2 млн тонн в год, а затем — и до 8,5 млн тонн.

Одновременно компания Транснефть достраивает магистральный нефтепровод «Заполярное — Пурпе», по которому нефть с северных ямальских месторождений будет поступать в единую нефтетранспортную систему страны. Мощность нефтепровода составит 32 млн тонн в год с возможностью расширения до 45 млн тонн.

Освоение новых территорий, расположенных в экстремальных климатических зонах, необеспеченных транспортной инфраструктурой, требует значительных затрат от нефтегазовых компаний. Мы предоставляем компаниям региональные льготы, одобряем существующие льготные режимы НДПИ для месторождений полуостровов Ямал и Гыдан, шельфа и трудноизвлекаемых запасов. Ключевой проект российской Арктики — «Ямал СПГ» — без предоставленных льгот было бы сложно реализовать. Поэтому мы выступаем и за упрощение налогообложения, в основе которого лежал бы понятный принцип взимания налога с чистого дохода по единой ставке. Согласно расчетам, перевод на обложение налогом на финансовый результат добычи нефти, например, с Вынгаяхинской группы месторождений за счет повышения коэффициента извлечения позволит увеличить добычу на 68%. В результате прирост платежей в бюджет вырастет на 14%.

— Ямал делает ставку на введение новых перерабатывающих мощностей. В дополнение к действующим Вынгапуровскому газоперерабатывающему заводу и Пуровскому ЗПК будет запущен «Ямал СПГ» и Новоуренгойский газохимический комплекс. Регион повышает собственную капитализацию?

— Арктическая зона России — это многие триллионы кубометров газа и миллиарды тонн нефти и конденсата. Так предопределено природой, что Ямал останется безальтернативной топливной кладовой на многие десятилетия, если не на века. Но сейчас у Ямала, у России появляется еще одно большое крыло — это сжиженный природный газ (СПГ) в частности и переработка углеводородов в целом. Очень важный момент — налог на добавленную стоимость при переработке остается в стране. Экономика региона развивает глубокую переработку углеводородного сырья. Если раньше мы были на 100% зависимы от добывающего комплекса, то сегодня 17% объема производства составляет переработка. Новатэк увеличил мощности Пуровского завода переработки конденсата более чем в два раза, до 11 млн тонн в год. Газпром намерен ввести в эксплуатацию в Новом Уренгое крупнейший в Арктике газохимический комплекс по выпуску полиэтилена. Не за горами день, когда потребителям будет отправлен и первый танкер-газовоз с ямальским СПГ. «Ямал-СПГ» не имеет прецедентов в мировой практике. Он ежегодно будет производить 16,5 млн тонн продукции, и весь ее объем уже законтрактован европейскими и азиатскими покупателями. Проект уникален комплексностью. Одновременно с освоением Южно-Тамбейского месторождения и строительством завода в вахтовом поселке Сабетта идет строительство нового арктического морского порта, через который миллионы тонн российских грузов получат прямой выход в Мировой океан.

И строительство порта, и строительство завода, вопреки всем прогнозам, идет по графику. В этой грандиозной арктической стройке задействовано 12 тыс. человек. Объекты возводятся из модулей, которые в Сабетту доставляются по Северному морскому пути специализированными судами RED ZED. Применение модульной технологии сократит время строительства на 1,5 года, и уже к концу нынешнего года готовность первого российского арктического СПГ-завода достигнет 45%. В перспективе — создание «Ямал СПГ-2», еще нескольких проектов, которые будут реализовываться одновременно с ликвидацией инфраструктурных ограничений.

Мировой поставщик

— Первоначально порт Сабетта был ориентирован на транспортировку сжиженного природного газа с «Ямал СПГ» и обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути. В сентяб­ре российское правительство расширило границы порта. Для чего?

— Назначение Сабетты остается прежним — быть крупнейшими морскими воротами России в центральной части Арктики. Но в его границы сейчас включен дополнительный участок акватории для обустройства Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения на Гыданском полуострове — это противоположный берег залива Обская губа. На этом участке будут расположены причальные сооружения, предназначенные для приема строительных грузов и грузов снабжения, необходимых для разработки этого месторождения. По сути, речь идет о начале создания на Ямале нового — шестого по счету, центра добычи углеводородов. Сейчас таких центров формируется пять — Бованенковский, Тамбейский и Новопортовский центры на полуострове Ямал, Мессояхинский центр нефтедобычи на северо-востоке округа, Каменномысский центр газодобычи в акваториях Обской и Тазовской губ. Причем шестой центр фактически станет базой для строительства второго СПГ-завода на Ямале той же мощности, что и первый, 16,5 млн тонн СПГ в год. Таким образом, ЯНАО окончательно превратится в одного из мировых поставщиков не только природного, но и сжиженного газа. А уникальное географическое положение позволит с одинаковым успехом поставлять его как на рынки Европы, так и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В итоге, уже к 2020 году объемы добычи газа на Ямале увеличатся на 20%, нефти — минимум вдвое, газового конденсата — на 82%.

— Открытие моста через реку Надым, самого крупного искусственного сооружения транспортной инфраструктуры на Урале и в Западной Сибири, в перспективе откроет регионам выход к Северному морскому пути. Мост — это ключевая часть транспортного проекта «Северный широтный ход». С появлением новой магистрали недропользователи охотнее станут разрабатывать месторождения, которые считались нерентабельными?

— Дело не только и не столько в недропользователях, хотя, конечно, и этот мост, и Северный широтный ход в целом окажут решающее влияние на объемы добычи полезных ископаемых, и не только в ЯНАО. По мосту через Надым уже в следующем году жители западной части региона смогут беспрепятственно выезжать по автомобильным дорогам на Большую землю. А крупные компании, малый и средний бизнес повысят свою рентабельность за счет снижения транспортных расходов и улучшения логистики. Это должно повлечь за собой снижение розничных цен.

Вкладываясь в инфраструктуру, мы превращаем Ямал в крупный логистический центр. Северный широтный ход, составными частями которого являются и мост через Надым, и автодорога от Надыма до Салехарда — это колоссальный по значимости проект. В соединении с портом Сабетта он даст регионам России уникальный шанс отправлять миллионы тонн грузов на рынки Европы, Америки и Азии. Поэтому он и получил поддержку высшего руководства страны. Утвержден паспорт проекта, сформирована грузовая база на 23 млн тонн. В финансировании присутствуют элементы государственно-частного партнерства. Северный широтный ход привлечет только в Уральский федеральный округ около триллиона рублей дополнительных инвестиций и создаст 300 тыс. рабочих мест. Проект как ледокол потянет за собой развитие многих отраслей экономики. Он повысит транспортную безопасность страны, обеспечит реализацию стратегии развития Арктической зоны России, укрепит геополитические и макроэкономические позиции России в Арктике. Этот проект обязательно будет реализован.      

Новости партнеров

Реклама