Очистительная сила кризиса

Тема недели
Москва, 18.04.2016
«Эксперт Урал» №16 (685)
Игроки рынка недвижимости об итогах и перспективах развития жилого сегмента

 012_expert-ural_16_1.jpg
Региональный директор по реализации недвижимости «Группы ЛСР» на Урале Руслан Музафаров:

— Мы видим, что, несмотря на кризис, стройки продолжают расти, в эксплуатацию вводятся новые проекты. Предложение на рынке становится все более разнообразным и качественным. Уверен, что в 2016 году мы станем свидетелями реализации множества интересных решений в области проектирования объектов и конструирования среды обитания. Такова очистительная сила кризиса. Даже самые консервативные застройщики вынуждены оптимизировать планировки, обращать внимание на архитектурный облик зданий, грамотно формировать комфортные дворы и парковочное пространство. Тяжелые времена заставляют девелоперов выстраивать каналы обратной связи с покупателями и жильцами, постоянно пробовать что-то новое, экспериментировать, отбирать и внедрять лучшие практики. Благие начинания достаточно быстро подхватывают коллеги по цеху. Таким образом, обеспечивается непрерывное развитие рынка. Главным выгодоприобретателем этого развития является покупатель.  

Важная характеристика, дифференцирующая кризисы 2009 и 2015 годов, — акцент на маркетинг. Шесть лет назад универсальным решением был демпинг. С целью осуществить хоть какие-то продажи, застройщики предлагали неоправданно большие скидки, субподрядчики оказывались в крайне сложной ситуации. Сегодня (за редким исключением) об этом речь не идет, что является безусловным благом для рынка.

 

 012_expert-ural_16_2.jpg
Заместитель генерального директора «РСГ-Академическое» Филипп Третьяков:

— Свободных денег на рынке жилья нет. Истории про то, что потребители пошли в банк, сняли деньги с депозита и купили квартиру, — не про текущий момент. Единственный инструмент, позволивший в 2015 году удержать спрос, была ипотека с господдержкой (и в этом смысле ее продление выглядит совершенно логичным шагом). Но и ее ресурсы небесконечны. Если макроэкономическая ситуация будет развиваться по худшему сценарию, придется придумывать новый механизм.

Тем не менее девелоперы и мы в том числе смотрим в будущее с оптимизмом. Каждую неделю появляется информация о запуске тех или иных проектов, зачастую речь идет о сотнях тысяч метров. Надо понимать, что рынок недвижимости развивается циклически. В перспективе двух-трех лет он почти наверняка справится с «затоваренностью», произойдет естественное сужение объема предложения, начнет реализовываться отложенный спрос. Все это приведет к росту цен. В этих условиях в дамки выйдут те застройщики, чьи проекты будут готовы к реализации, стоять «на парах», если говорить образно. Таким образом, наиболее выигрышная стратегия сегодня — не торопясь заниматься подготовительными работами, реализовывать «нулевую» стадию.

Показательной приметой 2015 года стало увеличение значимости маркетинга. Рост конкуренции заставил застройщиков максимально разнообразить продукт, они вынуждены были додумывать за покупателя, предугадывать, что ему может быть интересно. Что еще важно — произошло сращение компетенций продажников и маркетологов. Я думаю, в дальнейшем это окажет существенное влияние на рынок. Цена перестанет быть значимым конкурентным преимуществом, ставку потребители, а за ними и девелоперы предпочтут делать на качество среды и исполнения объекта.

 

 012_expert-ural_16_3.jpg
Генеральный директор компании «Синара-Девелопмент» Тимур Уфимцев:

— То, с чем сегодня столкнулся рынок недвижимости, — это не кризис, а новая реальность, в которой застройщикам предстоит жить ближайшие два-три года. В среднем спрос в 2015 году снизился на 30 — 40%. Таковы условия, и у девелоперов есть всего два варианта действий — либо принять новые реалии, либо свернуть бизнес. Специфика нашего рынка заключается в том, что он никогда не закончится: люди не перестанут испытывать потребность в крыше над головой, в улучшении жилищных условий. Но в ближайшее время мы не ожидаем быстрого роста.

Замечу, что в 2015 году рынок жилья заметно повзрослел, он стал более профессиональным и конкурентным. В текущей экономической ситуации наша компания еще более скрупулезно относится к каждому новому проекту. На этапе разработки внимательно изучаются технико-экономические показатели, проводятся маркетинговые исследования. В 2016-м «Синара-Девелопмент» уже запустила один проект, в течение года мы планируем выйти еще на три площадки в Екатеринбурге. По объемам ввода компания останется на уровне 2015-го.

Если говорить о моделях освоения пространства, то сегодня самыми актуальными являются уплотнительная застройка и развитие застроенных территорий. Это понятные, короткие, ликвидные проекты.

В то же время они позволяют решить социальные задачи, стоящие перед городскими администрациями. Думаю, что ближайшие два-три года города будут развиваться именно по этим моделям.

 

 012_expert-ural_16_4.jpg
Руководитель отдела технического обеспечения ПСО «Теплит» (входит в НП «Атомстройкомплекс», специализируется на производстве газобетонных блоков и смесей с использованием золошлаковых материалов) Александр Андриянов:

— В жилом строительстве, особенно в среде проектировщиков, инерция очень велика. Участники рынка продолжают больше доверять традиционным материалам — бетону, кирпичу, полимерному и базальтовому утеплителю.

Тем не менее было бы преувеличением сказать, что новые технологии остаются незамеченными. Так, в феврале «Теплит» стал победителем градостроительного конкурса Минстроя в номинации «Лучший реализованный проект энергосбережения при строительстве жилья эконом-класса». На суд жюри мы представили 18-квартирный малоэтажный дом из твинблоков, произведенных на основе золы уноса (объект состоит из нее на 85% — в этом заключается уникальность технологии). На возведение здания потрачено 550 тон золошлаковых материалов (ЗШМ).

Использование ЗШМ — решение острейшей экологической проблемы, стоящей перед многими регионами РФ. Речь о переработке отходов энергетической отрасли. «Теплит» разработал технологию производства и применения укрупненных твинблоков, монтаж которых осуществляется с помощью мини-крана, что существенно уменьшает трудозатраты, повышает производительность труда и сокращает сроки строительства. Высокая прочность твинблоков дает возможность возводить несущие стены зданий до двух-трех этажей и ненесущие — в каркасных и монолитно-каркасных домах без ограничения этажности.

В связи с кризисом многие застройщики жалуются на рост стоимости стройматериалов. Отмечу, что мы не повышали цен с 2012 года.

У партнеров

    Реклама